Анализ лирического текста. Часть 3

13.01.2014

Скачать файл

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Существует следующее определение композиции художественного произведения – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значительности. Последовательность эта в лирическом произведении никогда не бывает случайной и всегда несет смысловую и содержательную нагрузку; иными словами, композиция всегда подчинена какой-либо функции, не бывает просто так. Без обдуманной и осмысленной поэтом композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции, как мы уже отмечали выше, самим расположением и соотношением частей выражать определенный смысл.  

Один из самых простых и часто используемых в лирике приемов композиции — повтор. Он позволяет придать лирическому произведению композиционную стройность. Особенно интересной является кольцевая композиция, когда устанавливается связь между началом и концом произведения, такая композиция несет определенный художественный смысл, который необходимо отразить при анализе лирического произведения. Например, в стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» используется кольцевая композиция:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века,

Всe будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,

И повторится все. Как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Кольцевая композиция выражает основную идею стихотворения — замкнутость жизни, возврат к уже как бы физически пройденному, бренность человеческого существования.

Повтор как композиционный прием может не только организовывать лирическое произведение в целом, но и отдельные eго фрагменты. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Poдина»:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Наиболее распространенным композиционным приемом лирического произведения является звуковой повтор в конце стихотворных строк — рифма. Например, в стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» рифма организует текст в единое художественное целое.

Еще одним характерным композиционным приемом лирического произведения является противопоставление (антитеза), основанное на антитезе контрастных образом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» эпитеты образуют композиционно значимое противопоставление:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь.

В лирическом произведении противопоставленными друг другу могут быть и художественные образы. Например, в стихотворении С.А. Есенина «Я последний поэт деревни…» важно в смысловом отношении противопоставление города и деревни, мертвого и живого. Живое начало воплощается у Есенина в образах природы: дереве, соломе, а мертвое — в образах железа, камня чугуна — то есть чего-то тяжелого, неестественного, противостоящего естественному, природному течению жизни.

Часто лирическое произведение строится на каком-то одном образе. В этом случае образ раскрывается постепенно, а композиция художественного произведения сводится к раскрытию полного и истинного смысла образа. Например, в стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» уже в первой строфе дан образ, который впоследствии уподобляется человеку, его судьбе. Во второй строфе природа все больше уподобляется человеку. А третья строфа, наоборот, идейно  противопоставлена первой и второй строфам:

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В природе нет тех страстей, понятий, которые есть в человеческой жизни. Так  Лермонтов, используя различные композиционные приемы, создает эффект обманутого ожидания.

Композиция любого лирического произведения строится таким образом, чтобы с каждой строчкой читательское напряжение усиливалось.   Для этого существуют так называемые опор­ные точки композиции, которые являются ключевыми для понимания авторской идеи, но могут располагаться в разных частях текста. Например, в стихотворении А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» первые пять строчек необходимы, чтобы подвести читателя к финальным словам: «и все же, все же, все же», в которых выражается позиция автора — не отпускающее чувство вины перед погибшими за то, что они погибли, а лирический герой жив:

Я таю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они — кто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Часто опорные точки композиции — наиболее сильные художественные эффекты и приемы. Например, в стихотворении А.С.Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») общий тон всего произведения довольно спокойный, нет необычных метафор, эпитетов, интонация обычная. Но в двух эпизодах стихотворения Пушкин создает яркие, запоминающиеся образы. В первом фрагменте интонация возвышенная, приподнятая: поэт обращается к своим лицейским товарищам: 

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Во втором фрагменте интонация элегически-грустная, так как появляется образ последнего лицеиста:

…под старость день Лицея

Торжествовать придется одному…

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведет,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.

Возможные варианты написания данной части анализа лирического произведения

1. Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…» поражает чи­тателя простотой композицией, которая представляет собой спо­койное развитие основной темы — переживание лирическим ге­роем любовного чувства. Последняя строка звучит неожиданно и выполняет роль лирической кульминации:

Как дай вам бог любимой быть другим.

В композиции пушкинского стихотворения нет никаких приемов, усиливающих напряжение, использованный повтор («Я вас любил…»)-мягок и ненавязчив, в целом композицию данного лирического произведения можно охарактеризовать как спокойную.

2. Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня» построено на контрасте. Деревенский пейзаж, вызывающий в душе лирического героя умиротворения, противопоставлен «барству дикому», царящему среди людей. Вторая часть, начинающаяся с противительного союза, но эмоционально более сильная, именно в ней выражена идея поэма  о бесчеловечности людских отношений, построенных на рабстве:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает

Среди  цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

3. Композиция лермонтовского стихотворения «Я не унижусь пред тобою…» построена на ярко выраженном приеме антитезы. Конфликт между «я» и «ты» заявленный уже в первой строчке, проходит  через все стихотворение и с наибольшей силой звучит в финале:

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала — я тебя не знал!

Основной контраст между лирическим героем и адресатом поддерживается и другими антитезами:

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней…

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем…

Для усиления напряжения Лермонтов также использует прием повтора:

И так пожертвовал я годы…

И так я слишком долго видел…

Зачем так нежно обещала…

Зачем ты не была сначала…

Такая композиция отражает душевное состояние лирического героя, далекого от спокойствия и умиротворенности, в нем, наоборот, преобладают раздражение, презрение, гордость, оскорбленное самолюбие, что выражается в использовании определенных психологических деталей.

4. В стихотворении С.А. Есенина «Неуютная жидкая лунность…» используется антитеза: поэт сравнивает «бедную, нищую полевую Русь» времен его «резвой юности» с «каменной и стальной» Россией будущего. Противопоставление прошлого и настоящего подчеркивается отношением поэта к сельскому пейзажу: раньше картины природы вызывали в душе лирического героя восторг любование, а теперь «даже яблонь весеннюю вьюгу» лирически герой «за бедность полей разлюбил».

5. Особую роль выполняет кольцевая композиция в стихотворении С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» композиция здесь эстетически «замыкает» целостность текста, также развивает общее впечатление гармонии, подчеркивает, что в жизни ничего не заканчивается, конец смыкается с началом Таким образом, совершается вечный круговорот времени, в котором «было», «есть», «будет» не различаются принципиально между собой.

6. В первых шести строфах стихотворения А.А. Блока «Незнакомка» возникает картина обывательской жизни: пошлость, «пыль переулочная», «Испытанные остряки», гуляющие с дамами среди канав, «пьяницы с глазами кроликов». В следующих же шести строфах, противопоставленных первой части, появляется образ таинственной незнакомки: «девичий стан, шелками схваченный «в кольцах узкая рука». Здесь все возвышенно и прекрасно. Определяющим композиционным приемом стихотворения А. Блок становится контраст. Именно в контрастных сопоставлениях образов, мотивов дан конфликт между идеалом и действительностью.

7. Динамика стихотворения И.А. Бунина «Одиночество» строится на психологической борьбе, на попытке лирического героя подавить чувство горечи, отчаяния, сжиться с ним, успокоиться. Эта психологическая борьба лирического героя находит выражение в опорных точках композиции — там, где поэт указывает состояние лирического героя, глубину его переживаний:

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены…

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Особенно четко эмоциональная неоднозначность внутреннего мира лирического героя заложена в финале стихотворения, где боль одиночества скрыта под нейтральными, внешне спокойными фразами.

8. Экспрессивно перегружена композиция стихотворения М.И. Цветаевой  «Никто ничего не отнял…», которая построена сочетании кольцевого повтора с антитезами внутри стихотворения:

Я знаю: наш дар — неравен.

Мчи голос впервые — тих.

Что нам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!

Ты солнце стерпел, не щурясь, —

Юный ли взгляд мой тяжел?

Психологическое состояние лирического героя, переданное через сложную композицию, захватывает читателя цельностью и законченностью переживания.

9. Сложна композиция стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка», имеющая две своеобразные лирические кульминации. Первая кульминация выражена в строках:

Дай в последнем крике

выреветь горечь обиженных жалоб…

Вторая — перекликается с первой в концовке стихотворения:

Дай хоть последней нежностью

выстелить твой уходящий шаг…

Построение стихотворения в целом призвано описать «громаду-любовь» сильное и всепоглощающее чувство лирического героя.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *