Анализ лирического текста. Часть 4

13.01.2014

Скачать файл

ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСTBA ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Тропы

Литературный образ может существовать только в словесной оболочке. Все, что, необходимо выразить поэту: чувства, переживания, эмоции, размышления, — выражается через словесную ткань лирического произведения, через слово. Следовательно, слово, язык — «первоэлемент» литературы, поэтому при анализе лирического произведения словесному строю уделяется большое внимание.

Важнейшую роль в поэтической речи играют тропы: слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в лирическом произведении иносказатель­ную образность, когда образ появляется из сближения свойств одного предмета или явления с другим. Общая роль всех художественно-выразительных средств — отражать в структуре об­раза способность человека мыслить по аналогии и выявлять сущность определенного явления. При анализе необходимо вы­делять именно авторские тропы, то есть те, которые однократно употреблены поэтом в конкретном случае. Именно авторские тропы создают поэтическую образность.

При анализе стихотворения важно не только указать то или иное художественно-выразительное средство, а определить функцию тропа, объяснить, с какой целью, почему поэт употребляет именно этот вид тропа; оценить, насколько иносказательная образность характерна для конкретного художественного текста или поэта, насколько она важна в общей образной системе, в формировании художественного стиля.

Существует большое количество разновидностей тропов: все они нужны автору для выражения собственных идей в поэтической речи. Для лирической речи характерна повышенная экс­прессивность отдельных слов и речевых конструкций. В лирике по сравнению с эпосом и драмой наблюдается больший удельный вес художественно-выразительных средств.

Следует различать иносказательность слов (художественно-выразительные средства, стилистические приемы) и иносказа­тельность образа (аллегория и символ). Аллегорию и символ надо относить «не к сфере языка, а к сфере мира» произведения: это «не слова, а значащие элементы мира (персонажи с их жестами и костюмами; предметы с их свойствами и многие другие явления)».

При обращении к художественно-выразительным средствам в процессе анализа лирического произведения следует, во-первых, определить, к какому тропу относится данное слово или словосочетание; во-вторых, объяснить, с какой целью автор использует именно данное художественно-выразительное средство, как художественный прием раскрывает идейный замысел поэта, изображает предметы или явления, передает чувства, переживания, настроение лирического героя.

Например, в элегии А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» лирического героя преследует мысль о краткости человеческой жизни, поэтому используется сравнение, на которое наводит вид уединенного дуба:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Тропы:

Эпитеты (яркие, емкие, эмоциональные и т.д.). Сравнения (точные, интересные, необычные и т.д.) Метафоры (красивые, развернутые, неожиданные …) Олицетворения.  Гипербола.  Литота.  Метонимия. Синекдоха. Оксюморон. Перифраз. Ирония.

Функции:

— характеристика предмета или явления;

— выражение авторской позиции;

— передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.

 

ПОЭИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

 (Синтаксические фигуры художественной речи)

В синтаксисе воплощаются интонации звучащего слова.

Синтаксические фигуры – устойчивые приемы синтаксического построения той или иной части текста. Основная функция всех синтаксических фигур – повысить выразительность текста, усилить эмоциональное воздействие на читателя (например, инверсия выделяет ключевое слово фразы).

Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение. Повтор. Градация. Антитеза. Инверсия. Плеоназм. Алогизм. Синтаксический параллелизм. Период. Эллипсис. Оксюморон.

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

Использование звуковых сочетаний в поэтической речи

Поэт не всегда использует звукопись при написании стихотворения. Но созвучные сочетания согласных или гласных звуков позволяют не только представить изображенный поэтом образ, но и услышать его, поэтому фонетические приемы помогают автору выделить то или иное явление, обратить внимание читателя на созданную картину. При анализе стихотворения необходимо обозначить употребленные поэтом звуковые повторы (анафору, эпифору, аллитерации, ассонансы) и выявить их роль в поэтическом тексте. Например, в художественном мире И. Бродского использование аллитераций и анафор является характерной поэтической манерой, благодаря которой создается особый интонационный стой, который и является отличительной чертой поэтики автора:

Слышишь ли, слышишь ли ты в роще детское пение,

над серебряными деревьями звенящие, звенящие голоса,

в сумеречном воздухе пропадающие, затихающие постепенно,

в сумеречном воздухе исчезающие небеса?..

Если фонетических приемов в поэтическом тексте нет, то об­ращаться к ним нет необходимости.

Звукопись — повторение  похожих звуковых  сочетаний гласных или согласных в художественной речи.

Я вздрагивал. Я загорался и гас.

Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.

Как жаль ее слез! Я святого блаженней!

{Б.Л. Пастернак)

Анафора — единоначатие, одинаковые звуковые, ритмиче­ские конструкции или словосочетания в начале следующих строк.

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой… (А.С. Пушкин)

Эпифора — фигура речи — повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце после? дующих строк.

Не воздух, а золото,

Жидкое золото

Пролито в мир.

Скован без молота —

Жидкого золота

Не движется мир.

(СМ. Городецкий)

Использование анафор и эпифор, как правило, служит для выделения какого-либо образа, предмета, концентрирует внима­ние читателя на слове (словах), которые повторяются.

Аллитерация — прием звуковой выразительности, заклю­чающийся в повторении однородных, сходных по звучанию со­гласных звуков в стихе, строфе.

«Пора, перо покоя просит…»

(А.С. Пушкин)

Аллитерации используются обычно для звуковой выразительности, но обладают и изобразительными возможностями. Эти возможности аллитерации не ограничиваются звукоподражанием (Били копыта, пели будто. /Гриб. Граб. Гроб. Груб. В.В. Маяковский). Связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи. Например, в стихотворении А. Белого (Я вижу молнии из мглы / И морок мраморного грома…).

Ассонанс — повторение в строке, строфе, фразе однородны гласных звуков, а также' неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фене грома.

(Л. Мартынов)

Использование ассонанса делает стихотворную строку более благозвучной, а также выделяют ключевое слово. Например, в строке из произведения Б. Пастернака (Скала и плащ. Скала; и плащ, и шляпа…) повторяются ударные гласные звуки: звук а по своей форме напоминает скалу и развивающийся плащ — образы, о которых идет речь в стихотворении.

 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Для анализа существенно выявление в лирическом произве­дении различных лексических пластов, сниженной и возвышенной лексики. Употребление слов возвышенного или сниженного стиля придает лирическому произведению патетическое звучание («Пророк» А.С. Пушкина) или приземленно-бытовое («Веселье на Руси» А. Белого). Особый эффект производит употреб­ление возвышенной и сниженной лексики в том случае, если то пли иное слово входит в языке в синонимический ряд: употреб­ленное в лирическом произведении слово как бы оттеняется ней­тральным синонимом. Например, в стихотворении А.С. Пушкина Пророк» вместо нейтральных слов: глаза, губы, смотри, слушай, используются соответствующие возвышенные синонимы — зеницы ,уста, виждъ, внемли. Если же в речи лирического героя преобладает нейтральная лексика и отсутствуют возвышенные и сниженные слова и обороты, то это также важный стилевой показатель.

Для анализа лирического произведения существенно выявление в стихотворении историзмов, архаизмов, неологизмов большинство архаизмов относится к возвышенной лексике и, следовательно, выполняет те же самые функции, а также используются для воссоздания колорита эпохи («Фелица» Г.Р. Державина). Историзмы употребляются в стихотворении также для воссоздания исторической атмосферы прошлого (оды М.В. Ломоносова).

При анализе лирического произведения важно также определить значение авторских неологизмов, которые возникают из-за потребности автора найти более меткое или выразительное слово, название для обозначения вещи, явления, предмета, чувства. Например, удачен и выразителен авторский неологизм В. Маяковского «любёночек», которым поэт обозначил «Ма­ленькую», только что зарождающуюся любовь. Некоторые авторские неологизмы могут привиться в языке и стать общеупотребительной языковой нормой. Например, придуманное Вл. Хлебниковым слово «летчик» вместо слов иностранного проис­хождения «пилот», «авиатор» стало общеупотребительным. Диалектные слова употребляются в лирическом произведений для создания «местного колорита» (русские народные песни).

Именно авторские лексические средства выразительности, то есть те, которые непосредственно созданы, придуманы поэтом, играют в анализе наиболее существенную роль.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Неологизмы. Архаизмы Историзмы. Фразеологизмы. Афоризмы Диалектизмы. Профессионализмы.

 Возможные варианты написания данной части

1. В стихотворении А.С. Пушкина «Я вас любил…» поражает читателя простота организации художественной речи: не используются практически художественно-выразительные средства (нет сравнений, ярких метафор). Поэт только называет то, о чем пишет:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас Ничем.   

Особую роль в стихотворении приобретают эпитеты («любил безмолвно, безнадежно», «любил так искренно, так нежно»). Спокойную, умиротворенную интонацию раздумья создает использование пятистопного ямба и частых пиррихиев.

2. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» по форме представляет собой одно сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. В первых трех четверостишиях стихотворения описывается трепетный момент очищения души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий, лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу». Ли­рический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью Вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога. Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность на­стоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу та­кой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описывае­мую картину яркой, зримой, живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет… таинственную сагу про ирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только осознав это в полной мере" — пережив, прочувствовав, лирический герой говорит:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

3. Для поэтики стихотворения М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» характерна риторичность: использование Художественно-выразительных средств, синтаксических фигур, фонетических приемов: риторических вопросов и восклицаний, антитез, анафор. Например, в следующей строке используется анафора:

И так пожертвовал я годы…

И так я слишком долго видел.

«Тяжелая» лермонтовская фраза создается благодаря ynoтреблению четырехстопного ямба, дополненного ритмическими ударениями в середине строки:

Чтобы твою младую руку —

Безумец — лишний раз пожать…

Данные художественные приемы придают всему синтаксису особое напряжение, которое отражает душевное состояние лири­ческого героя, далекого от спокойствия и умиротворенности Для лексического строя стихотворения важно использование слов, несущих яркую эмоциональную, экспрессивную окраску («я не унижусь», «возненавидел», «пожертвовал»). Такая лексика в целом характерна для романтического стиля Лермонтова. Ха­рактеризуя сложный внутренний мир лирического героя, поэт употребляет гиперболы:

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он…

Я был готов на смерть и муку,

И целый мир на битву звать.

3. Двойственность внутреннего состояния лирического героя в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество» передано через построение фразы. Лирическое произведение написано трехслож­ным размером: ритмической основой является трехстопный анапест — один из самых элегических размеров русской поэзии, который передает уныние, тоску лирического героя. В бунинском стихотворении используются только мужские рифмы, благодаря чему создается ощущение тяжести, мрачности, безнадежности:

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены…

Но произведение написано не чистым анапестом: первые стихотворные строчки каждого четверостишия и третьи в первой — третьей строфе — трехстопный амфибрахий, который немного ломает общий ритм. Таким образом поэт показывает читателю, что внутренняя жизнь лирического героя не так монотонна, как кажется на первый взгляд. Элегическая тональность предполагает успокоенность. Здесь же только дано желание лирического героя успокоиться, перевести надрыв. Душевную боль надо направить в иное русло, но время спокойствия еще не пришло, так как свежа душевная рана. Принцип психологического подтекста используется и на уровне синтаксиса: в стихотворении нет ярко выраженных синтаксических фигур, риторических приемов, поскольку сам характер переживания лирического героя предполагает сдержанное выражение, чувство прячется, на поверхности остается лишь спокойствие.

4. Создавая картину спящего зимнего леса в стихотворении «Фантазия» К.Д. Бальмонт использует аллитерацию: в лирическом произведении все движется, чувствует, живет. Для описания лирического пейзажа поэт употребляет следующие словосочетания: «трепещут очертанья», «роптанья ветра», «дождь струится», «искры лунного сиянья», которые создают ощущения мимолетности, зыбкости, переменчивости. Бальмонт широко использует прием звукописи, который создает впечатление тихого плесканья, нежного журчанья, что делает стих поэта особенно музыкальным. За счет удлинения стиха и использования ассонансов движение приобретает в стихотворении черты певучей медлительности, сонной замедленности, размеренности. Все вышеперечисленные черты позволяют отнести данное лирическое произведение Бальмонта к шедеврам символистикой лирики.

5. Почти в каждой строчке стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка!» выразительная иносказательная образность (сравнение со слоном и быком). Для изображения чувства лирического героя используются в основном овеществляющие метафоры («сердце в железе», «Любовь моя — тяжкая гиря ведь», «…душу цветущую любовью выжег»). Для усиления экспрессивности употребляются созданные поэтом неологизмы («кpyченыховский», «обезумлюсь», «выреветь», «опожаренный»). Этой же цели служат и сложные, составные рифмы, которые невольно фиксируют внимание читателя. Поэт часто использует инверсии («в мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав», «Слов моих сухие листья не заставят остановиться, жадно дыша?»), риторические обращения. Рваный ритм создается за счет использования тонической системы стихосложения, употребление коротких и длинных строк. Переживания лирического героя о своей «громаде-любви» воплощаются через систему повторов («Кроме любви твоей, мне нету моря», «Кроме любви твоей, мне нету солнца», «…мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого име­ни», «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа»).

6. В стихотворении С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кус­тах багряных…» используется пятистопный хорей, который передает спокойную, размеренную интонацию всему произве­дению:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук…

Подбор эпитетов («нежная», «светлая», «тонкое», «тихий», «кроткий») характерен для поэтического стиля Есенина. Покоем, умиротворением, гармонией наполнены следующие строчки стихотворения:

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот…

Воспоминания лирического героя не вызывают боли, поэто­му поэт сравнивает образ возлюбленной с природой, где все ес­тественно, гармонично, где практически не существует времени как такового:

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром coт.

Через стилистику стихотворения передается ощущение эпи­ческого приятия мира лирическим героем в целом, в том числе и любви с ее неизбежным расцветом, и увы, столь же неизбежным увяданием.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *