Продуктивные приемы работы с поэтическим текстом на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО.

19.05.2016
http://files.charushina.tk/Metodika/charushina_metodicheskaja_razrabotka.doc

1.Тема инновационного педагогического опыта

Продуктивные приемы работы с поэтическим текстом на уроках литературы

 в условиях реализации ФГОС основного общего образования

(на примере изучения лирики А.С.Пушкина в 6 классе)

2. Источник изменений

1. Необходимость использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

2. Специфика предмета литературы как науки и вида искусства одновременно, требующая особого подхода в отборе средств, методов и приемов обучения.

3. Необходимость применения в школьной практике достижений современного стиховедения.

3. Идея изменений

Деятельностный подход к обучению анализу поэтического текста, эффективные приемы работы творческого и исследовательского характера способствуют активизации читательского восприятия лирики и формированию объективных критериев оценки поэзии, развитию литературно-художественных умений, овладению универсальными учебными действиями.

4. Концепция изменений:

В основу концепции изменений положены идеи  В.В.Давыдова (теория учебной деятельности),  Ю.М.Лотмана (теория структурно-семантического анализа).

Концепция изменений связана с организацией учебного процесса на основе использования комплекса педагогических технологий. В качестве основной методической позиции взято моделирование художественно-творческого процесса.

Актуальность Недостаточная методическая база для изучения поэтического текста как «сложно-построенного смысла»  на основе творческой деятельности ученика.

Сложность определения оптимальных методических подходов к изучению лирики, так как каждое стихотворение – оригинальное творение и к его анализу нужен индивидуальны подход – использование разных приемов из «копилки учителя». Представленный опыт работы поможет осуществить творческую и одновременно рефлексивную деятельность учеников при изучении лирики А.С.Пушкина  с учетом требований современного стиховедения.

Новизна Оригинальная система заданий, основанная на методических приемах современных образовательных технологий, приемлемых в изучении лирики, позволяющая организовать творческую деятельность учащихся на различных типах уроков.
Ожидания Повышение уровня умения анализировать поэтический текст

Повышение уровня развития УУД  школьников.

Совершенствование  методической системы учителя.

Затруднения в реализации, риски Затруднения возможны, если приемы структурно-семантического анализа  художественного текста не используются в практике педагога.
5. Условия реализации изменений

Знание учениками основных художественно-выразительных средств, элементов интонации. Стремление педагога использовать в обучении образовательные технологии деятельностного типа.

6. Результат изменений

Совершенствование умений анализировать поэтический текст. Позитивная динамика уровня развития УУД.  Повышение мотивации учеников к чтению, изучению поэзии.

7. Публикации

1. Чарушина И.Г. Учимся сочинять! Приёмы работы с поэтическим текстом на уроках литературы. // Инновационный поиск словесников: практикум образования. Учебно-методическое пособие. Киров: 2015.    стр. 235-241      ББК  74.268.3+78.073 я73        ICBN 978-5-9905957-9-8

2. Чарушина И.Г. Творчество или технологии? //Научно-методический журнал «Образование в Кировской области». 2015. №4, с. 4-5

3. Чарушина И.Г. Преподавание литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Рефлексивная деятельность.// Управление качеством образования на основе образовательных потребностей и интересов учащихся: Опыт реализации ФГОС ООО: сборник материалов. — ООО Киров:  2015. с. 53-56    ББК 74.202 (2Рос – 4Ки)    ICBN 978-5-9906357-1-5

4. Чарушина И.Г. Об использовании технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова на уроках литературы.//  Теоретические и методические проблемы современного образования: Материалы III Всерос. науч.- практ. конф.- Стерлитамак: Dialog, 2015. стр. 171-177  ББК  74.Ор30 Т33            УДК 371 (072)

8. Описание инновационного опыта учителя

При изучении художественных произведений важной становится позиция: мы учимся анализировать уникальный текст поэта, мастера слова, чтобы создать свой на основе  выведенных теоретических знаний и критически оценить свое творчество.

Продуктивные приемы работы с поэтическим текстом показаны на примере изучения темы «Лицейские годы А.С.Пушкина. Стихотворение «И.И. Пущину».

В ходе изучения материала мы обращаемся также к составлению историко-культурных комментариев к стихотворению Пушкина «Городок» и оде «Воспоминания в Царском Селе».

Творческая деятельность учеников связана с подготовкой и написанием своего дружеского послания и сочинения «Похож ли я на лицеиста Пушкина?».

При изучении темы используется комплекс образовательных технологий: технология системы РО (Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова), технология критического мышления, ассоциативного мышления, метода проектов, компьютерных технологий. В основе моделирования художественно-творческого процесса – технология системы РО (Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова) . Ученики открывают способ действия, применяют его и рефлексируют свои умения.

На уроках изучения лирических произведений продуктивными, на наш взгляд, являются следующие приемы работы с текстом:

1. Ключевые слова. Прием позволяет учащимся определить тему, настроение стихотворения, образы, правильно ставить логическое ударение при чтении.

2. Ассоциации – составление ассоциативного ряда от метафоры. Прием позволяющий расширить художественное пространство стихотворения, сделать анализ историко-биографического контекста произведения и его жанровых особенностей.

3. Проза и поэзия. Сопоставление поэтического и прозаического текста. Прием,  позволяющий выделить выразительные средства в произведении.

На данном этапе изучения произведения проводится учебное исследование произведения —   ритмический, лексический, синтаксический, морфологический уровни стихотворения. Наблюдения структурируются в таблицу.

4. Партитура чтения – графическое обозначение в стихотворении логического ударения, мелодики, пауз. Произнесение стихотворения по партитуре чтения — это еще один шаг к осмыслению настроения стихотворения, синтаксических, фонетических, ритмических выразительных средств.

5. Синквейн – создание яркого, эмоционального текста, передающего впечатление от стихотворения. (Прием технологии критического мышления.)

6. Советы сочинителю. Составление алгоритма написания сочинения. Этот прием помогает ученикам пошагово писать творческую работу.

7.  Редактирования сочинений. Самооценка, заполнение карты знаний и умений.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *