Произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова как историческая поэма. Система образов.

02.01.2014

Конспект урока

Раздел программы. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Тема занятия. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система образов.
Дидактическая цель – создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний по произведению М.Ю. Лермонтова средствами технологии РО (Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
Тип занятия – комбинированный. (Решение проблемно-познавательных задач с использованием электронных носителей информации).
Цели по содержанию занятия:
Образовательная – способствовать формированию понятий «историческая поэма», «художественное время произведения», «художественный образ», «героический характер».
Развивающая – создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа при работе с различными источниками информации.
Воспитательная – способствовать воспитанию уважительного отношения учеников к истории, помочь разобраться в нравственных ценностях.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:

  1. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  2. Н.М. Карамзин «История государства Российского» (фрагменты)
    3. В.И. Игнатов. Русские исторические песни.
    4. Художественный фильм С.Эйзенштейна «Иван Грозный» (фрагмент).
    5. Научно-попопулярные статьи об эпохе 16 века.
    6. Компьютерные прикладные программы: учебный сайт, презентация.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся ИКТ
1. Орг. момент

Определяет готовность учащихся к работе.

Подготавливают рабочие места. Слайд №1. «К уроку литературы»
2. Целеполагание

Сосредотачивает внимание на теме урока и основополагающем вопросе.

Обращает внимание учеников на проблемные вопросы, возникшие в ходе чтения и анализа поэмы.

Предлагает сформулировать цель урока.

Сообщает о работе с информацией на сайте.

Записывают тему занятия и формулируют основной вопрос: какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме?

Предлагают варианты формулировки цели занятия.  Записывают цель занятия и проблемные вопросы.(Приложение. Вариант записи в рабочей тетради.)

Слайд №2 «Тема. Цель урока». Гиперссылки на слайды с проблемными вопросами

 

 

3. Актуализация знаний

1. Организует обсуждение выполнения домашнего. задания.

2. Предлагает ответить на вопросы:Когда происходят события? Какие исторические личности упоминаются в произведении?

Зачитывают цитаты – исторические детали (о жизни купечества, обычаи и нравы, кулачные бои, описание казни и т.д.)

Редактируют записи в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Слайд №3 «Москва 16 века»

 

Материалы сайта «Москва 16 века»

«Где торговал купец Калашников?»

4. Первичное усвоение знаний

Предлагает решить проблемные вопросы, возникшие при чтении и обсуждении поэмы. Обращает внимание на источники информации.

Проблемные вопросы:

1. Почему Алёна Дмитриевна боится мужа, в чём она виновата?

2. Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?

3. Милостив или жесток государь?

Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

Работают с учебным сайтом. Обращаются к дидактическому материалу. Обсуждают ход решения проблемно-познавательной задачи. Определяют, какая нужна информация, где ее можно найти. (Приложение)

Изучают информацию, представленную на сайте (статьи, документы)

1 группа изучает материалы по теме «Положение женщины в семье».

2 группа знакомится с  материалами «Положение царского опричника».

3 группа изучает материалы  об Иване Грозном (статьи Карамзина, информацию об исторических песнях)

Слайд №4 «Проблемные вопросы»

 Материалы сайта «Из наставлений домостроя», «Доля женщины в Древней Руси», «Опричнина и земщина», «Кулачный бой», «Исторические песни о царе…», «Историк Карамзин о личности царя» и др.

5. Осознание и осмысление материала

1. Организует обсуждение работы по разделам «Положение женщины на Руси», «Опричнина». Координирует результаты выполнения познавательных задач.

1.Обсуждают изученный материал, сопоставляют материалы, дают ответы на проблемные вопросы, связанные с образами Алёны Дмитриевны и Кирибеевича. Слайд №4 «Проблемные вопросы»

 

2. Организует обсуждение работы группы по разделу «Царь Иван Грозный» (народные песни, труд Карамзина) 2. Сопоставляют образ царя в народных исторических песнях, в истории Карамзина и в поэме Лермонтова. Слайды №5,6,7: «Образ царя в поэме» «Карамзин о личности царя», «Исторические песни»,
3. Предлагает посмотреть фрагмент фильма об Иване Грозном и сравнить образ царя в фильме и в поэме. 3. Смотрят фрагменты фильма об Иване Грозном, сопоставляют образ царя в фильме и в поэме. Делают выводы. Слайд №8 «Фильм «Иван Грозный»

 

4. Организует решение проблемной задачи «Почему Калашников не сказал всей правды царю?»

Предлагает вопросы для вычитывания текста поэмы.

Знакомит с высказыванием Белинского о характере героя. Подводит учеников к осмыслению важной характеристики героя – он не признает воли царя в делах совести.

4. Перечитывают эпизоды поэмы с ответами купца на вопросы опричника и царя.

Отвечают на вопросы:

В чем заключалась правда жизни купца? Какие жизненные ценности для него важны? Признает ли он волю и суд царя?

Знакомятся с оценкой критиком характера купца Калашникова

 

Слайд №9 «Правда купца Калашникова»

Слайд №10 «По закону христианскому»

Материалы сайта:

«Жизнь по закону христианскому»

6. Закрепление

Обращает внимание на проблемные вопросы, предлагает выполнить тест. Проверяет выполнение теста.

Предлагает заполнить таблицу, колонку ответов. (Прилож. )

Зачитывают проблемные вопросы. Выполняют тест. Рефлексируют выполнение задания.

Оформляют и заполняют таблицу, колонку ответов.

Слайд №4 «Проблемные вопросы»

Гиперссылка на тест

 

7. Рефлексия

Обращает внимание на цель урока, предлагает ответить на главный вопрос урока. Предлагает оценить работу на уроке.

 

Отвечают на вопрос: какой предстаёт эпоха Ивана Грозного в поэме?Высказывают собственное суждение о достижении цели урока. Самооценка результатов деятельности. Слайд №2,3 Гиперссылка на слайд №11 «Эпоха Ивана Грозного в поэме Лермонтова»
Объясняет домашнее задание: наизусть отрывок о народной памяти; найти в поэме художественно-выразительные средства. Записывают д./з: выучить отрывок из поэмы, ее финал. Заполнить таблицу «Фольклорные элементы».

(Приложение 4)

Слайд №12 «К следующему уроку»

Вариант записи в ученической тетради
Предыдущие уроки
1 урок.
Тема. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Художественный мир произведения.
Цель: научиться определять составляющие художественного мира произведения М.Ю. Лермонтова.
Дата написания произведения – 1837 год. Была напечатана в 1838 году.
Национально-историческая поэма. Почему?
Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572).
Художественное пространство – Москва (царский дворец, торговые ряды, дом купца, площадь, где произошел кулачный бой).
Герои произведения: царь Иван Грозный, купец Калашников, его жена Алена Дмитриевна, опричник Кирибеевич, московский люд.
Сюжет:
Экспозиция – пир у царя. Завязка – встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем. Кульминация – кулачный бой. Развязка – победа Калашникова и его смерть.
Рассказчики – гусляры, ведут повествование – «песню». Особенности: запев, припев, концовка. Тонический стих.

2 урок.
Тема. Система образов в поэме М.Ю. Лермонтова.
Цель: научиться характеризовать героев произведения М.Ю. Лермонтова.
Иван Грозный – царь, подозрительный, властный, добрый к опричнику, казнит Калашникова, обещает позаботиться о семье купца.
Милостив или жесток?
Киребеевич – любимый царский опричник, богатый, хитрый, страстно любит замужнюю женщину «удалой боец», убит на кулачном бою Калашниковым.
Презрительно относится к людям, совершает бесчестный поступок. Почему?
Калашников Степан Парамонович – купец, русский богатырь, «статный молодец», удалой боец», честный, отважный, непреклонный, у него героический характер: жертвует своей жизнью ради спасения чести жены, семьи. Не говорит всей правды царю. Почему?
Алена Дмитриевна – верная жена, русская красавица, любит мужа, семью, ухаживания Кирибеевича считает своим страшным позором. Почему очень боится мужа?

Представляемый урок
3 урок.

Тема. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма.
Система образов произведения.
Основной вопрос: какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме?
Цель: узнать об эпохе Ивана Грозного, установить причины поступков героев.
Историческая поэма. Произведение об историческом прошлом Руси. Историческая личность – царь Иван Грозный.
Исторические детали: пир у царя Ивана Грозного, положение опричника, жизнь купечества, обычаи и нравы, семейные отношения, кулачные бои, описание казни, религиозные обряды, одежда.

Последующий урок
4 урок.
Тема. Идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова.
Осмысление настоящего через изображение прошлого.
Основные вопросы: Почему поэт обратился к изображению прошлого?
Почему поэт назвал поэму песней?
Цель: определить идею, художественные особенности произведения, установить причины обращения автора к изображению прошлого.
1. Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно-выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню.
2. Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение и одобрение народа. Гусляры-песенники не только ведут повествование, под «гуслярный звон» «причитывают и присказывают», но и дают народную оценку событиям и героям.
3. Идея произведения: пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе, несмотря на произвол царской власти. Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью.
4. В произведении Лермонтова воплотилась героическая идея былины. Герой народен, народ героичен.
5. Поэт обратился к изображению прошлого, чтобы показать народного героя, борьбу правды со злом власти, справедливый суд народа, что, к сожалению, было не свойственно поколению 19 века.

Дидактический материал
ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ
Карамзин Н.М. «История государства Российского»
«Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты,.. и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».

В.И. Игнатов. Русские исторические песни.
В работе над поэмой Лермонтов использовал книгу «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Именно в этом фольклорном сборнике была напечатана историческая песня «Мастрюк Темрюкович» (Мария Темрюковна — одна из жен Ивана Грозного).
Поэтический строй и сюжет этой песни нашел отражение в поэме.
В этом произведении царь добр и выступает на стороне народа:
А не то у меня честь во Москве,
Что татары-те борются;
То-то честь в Москве,
Что русак тешится!
Исторические песни об Иване Грозном были разнообразны по своей тематике. Во всех песнях царь выведен положительным героем, мудрым правителем и военачальником. Он противопоставлен трусливым жадным князьям и боярам: он очистил московское царство, вывел боярскую измену, установил порядок. Но народ не скрывал и его отрицательных черт: жестокости, вспыльчивости, неразборчивости в средствах наказания и пр. сочетание положительных и отрицательных черт в образе героя — новое явление в песенном творчестве.

ПОЛОЖЕНИЕ ЦАРСКОГО ОПРИЧНИКА
Опричнина и земщина
Родовитые бояре думали больше о своих владениях, чем об интересах русского государства. Многие из них становились на путь измен и предательства. Это вынудило Ивана Грозного на крайнюю меру. Он объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. На опричных землях деревни и сёла были отобраны у знатных владельцев, а их самих царь переселил на другие земли, названные земщиной. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Они не смели водить ни дружбы, ни прочного знакомства с теми, кто не был приписан к опричнине и считался земским. Это относилось и к родителям опричника. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью.
Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской.
По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.

Карамзин Н.М. «История государства Российского»
Но сей государь был тиран!
После казней (мнимых изменников, которые будто бы умышляли на жизнь государя) Иоанн занялся образованием своей новой дружины. В совете с ним сидели Алексей Басманов, Малюта Скуратов, князь Афанасий Вяземский и другие любимцы. К ним приводили молодых детей боярских, отличных не достоинствами, но так называемым удальством, распутством, готовностию на все. Иоанн предлагал им вопросы о роде их, о друзьях и покровителях; требовалось именно, чтобы они не имели никакой связи с знатными боярами; неизвестность, самая низость происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи царь избрал 6000 и взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружиться с земскими (то есть со всеми, не записанными в опричнину), не водить с ними хлеба-соли, не знать ни отца, ни матери, знать единственно государя. За то государь дал им не только земли, но и домы и всю движимую собственность старых владельцев (числом 12 000), высланных из пределов опричнины с голыми руками, так, что многие из них, люди заслуженные, израненные в битвах, с женами и детьми шли зимою пешком в иные отдаленные пустые поместья. Самые земледельцы были жертвою сего несправедливого учреждения: новые дворяне, которые из нищих сделались большими господами, хотели пышностию закрасить свою подлость, имели нужду в деньгах, обременяли крестьян налогами, трудами: деревни разорились. Но сие зло казалось еще маловажным в сравнении с другим.
Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник,— так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной,— мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье.
Сверх многих иных злодейств, к ужасу мирных граждан, следующее вошло в обыкновение: слуга опричника, исполняя волю господина, с некоторыми вещами прятался в доме купца или дворянина: господин заявлял его мнимое бегство, мнимую кражу; требовал в суде пристава, находил своего беглеца с поличным и взыскивал с невинного хозяина пятьсот, тысячу или более рублей. Не было снисхождения: надлежало или немедленно заплатить, или идти на правеж: то есть неудовлетворенному истцу давалось право вывести должника на площадь и сечь его всенародно до заплаты денег.
Иногда опричник сам подметывал что-нибудь в богатую лавку, уходил, возвращался с приставом и за сию будто бы украденную у него вещь разорял купца; иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань: ибо сказать неучтивое слово кромешнику — значило оскорбить самого царя; в таком случае невинный спасался от телесной казни тягостною денежною пенею.
Одним словом, люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных; первые были ловом, последние ловцами единственно для того, чтобы Иоанн мог надеяться на усердие своих разбойников-телохранителей в новых замышляемых им убийствах. Чем более государство ненавидело опричных, тем более государь имел к ним доверенности: сия общая ненависть служила ему залогом их верности.— Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *