Методическая система

28.04.2014

Характеристика  методической  системы

Цели

Учебные: освоение системы базовых знаний, отражающих понимание историко-литературного процесса, идейно-художественного своеобразия программных произведений, формирование общеучебных, коммуникативных умений, развитие культуры устной и письменной речи.

Развивающие: создание условий для формирования умений самостоятельного планирования, анализа, и рефлексии своей деятельности, развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей на основе использования комплекса педагогических технологий.

Воспитательные: Создание условий для формирования гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Формирование читательского вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

Ведущими идеями методической системы являются:

1.         Использование в работе комплекса современных образовательных технологий, позволяющих активизировать урочную и внеурочную деятельность учеников.

2.         Интеграция учебных предметов: литературы и риторики.

Деятельность учащихся на уроках организована в соответствии с системой обучения в гимназии, в основе которой лежат следующие педагогические идеи:

1.         Обучение в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова с опорой на познавательную мотивацию деятельности гимназистов.

2.         Дифференцированный и индивидуальный подходы к организации образовательного процесса.

Психолого-педагогический подход к вопросу использования информационных образовательных технологий.

Содержание

1. Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия

2-4 классы. Мартынова Е.В., Чарушина И.Г. Авторская программа «Риторика»

5-9 классы. УМК под   редакцией  В.Я. Коровиной.

10-11 классы, профильный и базовый уровни обучения. Состав УМК:

1. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;

2. В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века: учебник для 10 класса.- М.,: «Русское слово», 2007.

3. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература XX века. Учебник. 11 класс. В 2-х частях. .- М.,: «Русское слово», 2006 г.

4. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы, 2007 г.

Программы студий имеют научно-познавательную направленность:

1. Студия по литературе «Основы поэтики». Программа составлена на основе программы элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста», автор – составитель Е. А. Зинина.  (Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007 г.) Программа рекомендована Министерством Образования РФ.

2. Студия по литературе «Основы русской словесности». Программа для студийного курса составлена на основе программы для 10-11 классов «Основы русской словесности (от слова к словесности)», составитель А.И. Горшков. Программа рекомендована Министерством Образования РФ, опубликована в сб. «Программы. Русский язык. Для классов гуманитарного профиля.  – М.; «Просвещение», 2008 г.

 

Формы обучения

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников использую помимо традиционных форм, таких как урок, занятие следующие формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс:

2-6 классы – игра.  Викторины, театральные уроки с написанием сценария и постановкой мини-спектакля, конкурсы чтецов.

5-7 классы – уроки в режиме технологии системы РО (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – В.В.Репкина):

1. Уроки постановки и решения учебных задач, на которых происходит открытие теоретических знаний, учитель организует квази -исследовательскую деятельность школьников

2. Уроки моделирования.

3. Уроки решения частных задач.

4. Уроки самоконтроля и самооценки.

Виды уроков контроля и оценки

1. Составление рекомендаций к написанию сочинений и оценка сочинений-стилизаций.

2. Самостоятельная работа с точечной диагностикой затруднений.

3. Самостоятельная работа с заданиями – «ловушками».

4. Диагностические сочинения.

5. Уроки социальной значимости – написание публицистических работ.

6. Урок корректировки ошибочного выполнения заданий.

5-9 классы — экскурсии (использование виртуальных музеев писателей), читательские конференции.

10-11 классы — лекции с проблемным изложением материала, семинары (Обсуждение сообщений, докладов по результатам самостоятельных учебных «исследований» под руководством учителя.)

Видео-лекции. Использование материалов сайта «Интеллект-видео», целью которого является собирание и структурирование по разделам различного видео научной и образовательной тематики, в том числе и по литературе. (Организация взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности – ученик – другой субъект). На сайте предложено 69 лекций по литературе с телеканала Бибигон http://intellect-video.com/humanities-russian-literature-bibigon/

Например, Лекция 01 — Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин» (Лектор: Александр Архангельский). Лекция 02 — Александр Сергеевич Пушкин. Поэмы «Борис Годунов» и «Медный Всадник» (Лектор: Дмитрий Бак)

Все классы — практические работы (активный вид самостоятельной работы учащихся, который проводится с применением информационно-коммуникационных технологий – использование возможностей компьютера, локальной и глобальной сети, интерактивных средств).

При выполнении проектов занятия приобретают форму индивидуальных консультаций, а сами уроки форму конференций с презентацией и защитой проектных работ.

Дистанционное обучение – отдельные уроки  по учебному плану гимназии,  выполнение практических заданий для занятий студий и подготовке к ЕГЭ, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам  (Сервис Dnevnik.ru, официальный сайт гимназии http:// www.gimns.org, персональный сайт учителя http://charushina-lit.ucoz.ru/, электронная почта). Традиционным стало участие учеников во Всероссийской олимпиаде по литературе «Эйдос». Учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы в построении индивидуального образовательного маршрута.

Сетевое взаимодействие — все классы (в разной мере) — посредством сервиса Dnevnik.ru. Позволяет получить углубленные знания, обеспечивает индивидуальный подход к ученику. Автоматизированный контроль знаний, консультации, выполнение практических работ, оценка работ с комментарием учителя, олимпиадная подготовка. Сетевое взаимодействие учащихся (модель «Ученик-ученик») помогает в выполнении сложных проектных заданий, предусматривающих обсуждение выполненного для дальнейшей работы.

Формы организации деятельности учащихся

В зависимости от целей и задач занятия в разной мере используются все формы организации деятельности учащихся.

Фронтальные – опрос по тексту, решение проблемных задач, повторение и закрепление пройденного материала.

Индивидуальные – творческие работы, акцентное вычитывание текста, практические работы с использованием компьютера, тестирование, выполнение заданий ЕГЭ и ГИА, подготовка речи и публичные выступления перед аудиторией, выразительное чтение художественных текстов;

Парные – взаимопроверка, решение учебных и частных задач;

Групповые – в системе РО (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – В.В.Репкина) открытие новых знаний, способов решения учебных задач, моделирование: составление опорных схем, структурирование информации.  Выполнение проектов с использованием ресурсов Интернет и для получения продукта проекта – компьютерной презентации или сайта.

Коллективные – выполнение социальных, проектов, создание единых информационных продуктов.

Например, в проекте «Служу Отчизне» было задействовано несколько классов. Созданная электронная Книга Памяти послужила основой для выполнения другими учениками нового проекта «По страницам Книги Памяти» — подготовка и проведение классных часов патриотической направленности.

Методы обучения

Литература — особый школьный предмет. Это и наука, и вид искусства, поэтому для ее изучения нужны специфические методы и приемы на каждой фазе усвоения литературных произведений.

К настоящему времени в моей педагогической деятельности сложилась определенная система использования методов, форм, приемов работы в преподавании литературы.

Метод творческого чтения, специфический метод преподавания литературы в школе — на уроках первоначального восприятия произведения.

Частично-поисковый и метод проблемного изложения материала — на этапе раскрытия идейно-художественного своеобразия произведения.

Проектный метод  — этап систематизации знаний, разновидность контрольной, творческой работы, публичная защита на уроках и конкурсах.

Исследовательский метод – выполнение отдельными учащимися исследовательских работ, публичные выступления на уроках и конкурсах.

Метод решения учебных задач — метод технологии РО (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), квази-исследовательская деятельность учащихся при открытии новых знаний и способов действий. На уроках литературы – открытие нового жанра, жанровых особенностей произведений, постижение творческой индивидуальности писателя, стилевых особенностей произведений.

Педагогические технологии

Применение комплекса педагогических технологий.

Модульная технология — при изучении вводных тем и на уроках с использованием учебных сайтов.

Технология проблемного обучения применяется на этапе раскрытия идейно-художественного своеобразия произведения в комплексе с технологией системы РО (Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). Решение проблемных задач, создание проблемно-творческой ситуации на  уроках направлено на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи,  находить недостающие звенья, выдвигать гипотезу.

Технология метода проекта (применяется учителем в системе) —  на заключительном этапе работы с произведением, когда детально раскрываются взаимосвязи произведения и автора, произведения и действительности, связи с другими произведениями.

Метод проектов позволяет развить специфические навыки работы с информацией, предоставляет широкие возможности использования компьютерных программ для получения информации, ее отбора, статистической обработки, дает превосходную возможность для ее качественного и творческого представления при защите проекта. Примеры проектных работ:

«Проблемы подростков в рассказах В.Г. Распутина»,

«Образы русских богатырей в былинах  и лирике и мультфильмах»

«Из столицы в провинцию» — сценическая история пьес Островского, Гоголя, Чехова, Горького.

«Новая жизнь сценического образа (По пьесе М.Горького на дне»)

«Пишем сценарий к фильму по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»

«Летопись гимназии. Маленькие истории про больших учителей»

«Урок литературы. Театральное представление»

«Служу Отчизне. Из летописи моей семьи» и др.

При выполнении учебного проекта школьники учатся:

•          отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;

•          анализировать полученную информацию; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;

•          выявлять проблемы в различных областях знания, и окружавшей действительности;

•          делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;

•          статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок;

•          оформлять результаты;

•          работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли;

•          владеть искусством и культурой коммуникации

 

Технология критического мышления – применение отдельных приемов при раскрытии проблематики произведения, понимания идейного содержания. Прием «Кластер»  — при систематизации материала, для выделения  смысловых единиц текста и графического их оформления. Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Этот способ развивает умение активной работы с текстом при акцентном вычитывании художественного произведения, при составлении цитатной характеристики героя, при работе с критической статьей.  Прием «Бортовой журнал»  дает возможность ученикам увязать содержание текста со своим личным опытом. «Двойные  и тройные дневники»  могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.  Прием «Синквейм»  при анализе, например,  поэтического текста позволяет резюмировать полученную информацию, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.

Игровые технологии — применение отдельных приемов. Постановка театральных уроков – инсценирование произведения; викторины по творчеству писателей в форме игр «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Литературный марафон» и др.

Технология системы РО (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) — применяются в системе.

Обеспечение условий для развития ребенка как субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему является важнейшей задачей РО. Для реализации этой задачи необходима работа над формированием у школьников всех компонентов учебной деятельности: познавательного интереса, целеполагания, действий анализа, контроля и оценки.

Обучение в системе РО строится рефлексивно, т.е. соблюдаются два важных условия:

1) наличие системной организации материала обучения, которая позволяет учителю задать такое исходное понятие, которое содержит в себе будущую систему как целостность;

2) данное содержание должно быть выстроено через взаимодействие учеников и учителя и выступать как средство координации точек зрения всех участников совместного решения задач.

Метод решения учебных задач, основной в данной технологии, направлен на формирование, в первую очередь, теоретического мышления, поэтому сам по себе не решает  важнейшую задачу курса литературы — воспитание талантливого читателя, способного понимать автора художественного, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.  Для понимания учениками литературы,  как вида искусства, нужны способы и методы обучения, органически вытекающие из природы самой литературы. В 1997-2002 годы в гимназии была экспериментально разработана и применяется система уроков, при которой в качестве основной методической позиции выступает МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, когда школьники становятся в позицию творца, как бы заново создающего литературное произведение для себя и для других людей. Моделирование художественного процесса включает в себя и применение метода решения учебных задач, с разработанной типологией уроков, и широкую творческую деятельность для  осуществления задачи курса литературы «От маленького писателя – к большому читателю».

Система уроков. Организация учебной деятельности учащихся.

1. Уроки постановки и решения учебных задач. Для успешной авторской и читательской деятельности необходимы литературоведческие знания. Важно, чтобы ребенок открывал их, проявляя как можно большую самостоятельность.

На данном этапе наиболее приемлемым является метод решения учебных задач, разработанный Д.Б.Давыдовым. Открываемая система литературных понятий, законов художественной формы является средством постижения особенностей литературного процесса и творческой индивидуальности того или иного художника слова, а также средством совершенствования своего стиля речи.

2. Уроки решения частных задач. Самый распространенный тип урока в курсе литературы. Присвоение теоретических знаний, которое реализуется в умениях:

— анализировать художественное произведение писателя (чужой текст);

— создавать свой текст на основе выведенных теоретических знаний;

— критически оценивать свою работу.

Написание творческих работ на этом этапе, возможно, еще не есть творчество в полном смысле слова, а есть  некая интерпретация литературного опыта, когда ребенок создает, например, по заранее выведенным канонам басню, миф, иносказательный пейзаж, юмористический рассказ, различные стилизации, сочинения с использованием заданных средств художественной выразительности. В подобных работах происходит самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, а следовательно, расширяется зона ближайшего развития ребенка.

Пример. Творческая работа в форме дружеского послания. Ученики 6 класса такую работу пишут после изучения посланий А.С.Пушкина «Пущину», «Няне», «Друзьям», посланий на годовщину Лицея. Ученики знают, что так же, как и у Пушкина, им нужно в послание ввести обращение к адресату, размышление о жизни (это может быть упоминание о событии), благодарность или хвалу адресату, в послании может быть и пожелание, и утешение, и выражение соучастия. Дружеское послание нужно украсить тропами,  ведь у Пушкина: друг – «бесценный», двор – «уединенный», снег – «печальный», дни – «ясные»; не просто: «Я утешить тебя хочу», а «голос…душе… дарует… утешенье». И дети пишут дружеские послания, пробуют, стараются,  овладевают словом, учатся понимать художественные тексты.

3. Творческие работы со свободным проявлением авторства. Стихи, лирические миниатюры, размышления, рассказы, сочинения литературно-критического характера, и публицистические работы с темами личного и общественного звучания.

Воплощение в творческих работах способности к индивидуальному видению и творческой интерпретации.

4. Рефлексивная деятельность. Совершенствование читательской и авторской деятельности невозможно без системной работы по формированию у детей действий контроля и оценки.

Виды самоконтроля контроля и самооценки на уроках решения  частных задач

—           самостоятельная работа с точечной диагностикой затруднений;

—           письменный отзыв до изучения произведения;

—           краткий письменный опрос на понимание художественного текста до изучения произведения в классе;

—           оценка возможности понимания художественного текста с незнакомыми мотивами или образами;

—           задачи с ложными рассуждениями.

Средства обучения

1. Основное средство обучения на уроках литературы – книга, текст художественного произведения.

2. Дидактические: опорные конспекты, схемы, таблицы, модели жанров; практические задания,  тесты,  критические статьи, материалы по биографии писателей.

3. Информационные (вербальные, учебно-наглядные): литературоведческие словари, презентации по творчеству писателей,  учебные сайты, созданные учителем: по творчеству М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева.

4. Информационно-коммуникативные: Компьютерные тесты, Интернет-ресурсы – официальные сайты писателей, сайты музеев – используются для виртуальных экскурсий. основные интернет-ресурсы, используемые учителем и учениками: fipi.ru

Единая коллекция цифровых образовательных  ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/urok/

Универсальная библиотека-справочник  — урок в формате А4 http://www.a4format.ru/

Культура письменной речи http://www.gramma.ru

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам www.alleng.ru/

Открытый класс http://www.openclass.ru/node/184149      http://www.openclass.ru/pages/72456

Электронные образовательные ресурсы для занятий по русскому языку и литературе http://ininfo.mggu-sh.ru/news/103-outcome-1c-for-teachers-of-a-subject-seminar-literature-25-april

 

5. Технические: компьютеры, электронный учебник PlastikLogic

Результат

Диагностика компонентов учебной деятельности: познавательного интереса, целеполагания, действий анализа, контроля и оценки в 5-7 классах проводится ежегодно по методике Репкиной  Г.В., Заика Е.В. Диагностика уровня сформированности учебно-информационных умений учащихся (при оценке в процессе проектной деятельности учащихся) проводится ежегодно у учащихся старших классов профильных групп. Используются критерии оценки исследовательских проектов, разработанные П.С. Лернером.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения, интеграция риторики  и литературы, внедрение новых форм, методов, средств обучения позволили достигнуть позитивных результатов в учебной и внеурочной деятельности по преподаваемым предметам. Результаты итоговой аттестации учеников и  педагогической диагностики по предмету, мониторинг информационно-коммуникативных умений учащихся, успешная социализация выпускников (100% поступление в вузы), победы учеников в олимпиадах и конкурсах свидетельствуют о  качественной реализации учебных, развивающих и воспитательных целей методической системы.

Количественные показатели за последние три года:

— 100% обученности;

— успеваемость на «4» и «5» выше областного показателя;

— средний балл по ЕГЭ по литературе (64,7; высший — 91) и ГИА (4,8) – выше областного показателя;

— подготовлено 2 призера регионального этапа ВОШ по литературе;

— 7 победителей и 13 призеров муниципального этапа ВОШ;

—  5 победителей и призеров  различных конкурсов исследовательских работ на федеральном уровне;

— 10 победителей и призеров конкурсов чтецов;

— 11 победителей и призеров других олимпиад и творческих конкурсов по литературе:

—           на муниципальном уровне — 7

—           на региональном уровне — 1

—           на федеральном уровне — 2

Авторская составляющая методической системы

1. Система (Модель) уроков в режиме технология системы РО (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) с моделированием художественно-творческого процесса.

2. Система контрольных, практических, творческих работ по литературе для проведения уроков в режиме различных образовательных технологий.

3. Презентации по творчеству писателей по всем разделам программы по литературе.

4. Тесты, учебные сайты по творчеству писателей.

5. Учебные сайты для подготовки к ЕГЭ и ГИА

6. Авторская программа по риторике