Чем люди живы? Сочинения.

19.11.2014

Скачать файл

Тематический блок № 5     Чем люди живы?

 Сочинение № 1. «Береги честь смолоду» (Тема чести в русской литературе XIX века)

Честь… Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это морально-волевой стержень, укрепляющий каж­дого из нас в выборе поступка, когда судьей является собственная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произ­ведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе- эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общечеловеческим и включает в себя умение защи­щать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благород­ство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.

Тема чести — одна из основных в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На это указывает эпиграф к произведению: «Береги честь смолоду».

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петруши Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходи­мости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дво­рянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по которым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринев, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выплачивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Петруша их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой проступок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Петруша Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачевым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Оп не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это. От смерти па виселице его спасла лишь слу­чайность.

Соображениями дворянской чести Петруша Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачев помогает ему освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводителя мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Петруша Гринёв восходит к высшему проявлению чести самопожертвованию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать и ей придется вспомнить про давно пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и и спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Петруша предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь, покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Петруша Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом пре­дателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Бслогорской крепости мятежниками Швабрин переходит па сто­рону Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом — Петрушей Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрииа А.С. Пушкин показывает: как не удается человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковеркан­ную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем самым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Подобно Петруше Гринёву, честь в системе нравственных принципов стоит выше жизни и для Андрея Болконского — одного из главных героев романа-эпопеи JI.Н. Толстого «Война и мир». Как и все Болконские, он склонен поступать в соот­ветствии с чёткими представлениями о чести, достоинстве, порядочности, которые воспитал в нём с детства отец. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!» — с этими словами старый князь Николай Андреевич Болконский провожает сына на войну. Он бесконечно любит сына, но предпочтёт видеть его мёртвым, нежели струсившим на поле боя. Отец понимает, что на войне Андрей может погибнуть, но просит его об одном — не посрамить честь рода, служить по чести и совести. Поэтому во время сражения князь Андрей не может позволить себе, прячась от пуль, отсидеться в кустах, как это разрешил себе, струсив в первом бою, Николай Ростов: «Кто это? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все». Наоборот, во время Аустерлицкого сражения, когда бойцы Апшеронского пол­ка начинают отступать, князь Андрей подхватывает знамя, бежит в атаку и своим поступком побуждает солдат возобновить наступление на противника. Забыв о себе, рискуя собственной жизнью, Болконский помогает спасти честь русской армии. В этот момент им движет не инстинкт самосохранения, а любовь к Родине.

Честь, благородство — эти черты характера унаследовал от своего отца не только князь Андрей, но и его сестра — княжна Марья.  Во время войны, героиня  не допускает даже мысли о том, что она, дочь князя Болконского, будет просить покровительства у французского генерала, как советует ей мадемуазель Бурьен. И в личной жизни руководствуясь чёткими представ­лениями о чести, достоинстве, порядочности, она не соглашается на брак с красав­цем Анатолем Курагиным, который в доме своей невесты заводит любовную интрижку с мадемуазель Бурьен, хотя и понимает, что для неё такое замужество — превосходная возможность избавиться от тирании отца, переехать из провинции в      Петербург. Как всякий истинно честный человек, княжна Марья живёт по совести и не может лгать не только другим, но и самой себе.

Итак, приведённые литературные примеры показывают: стремление людей к честности, врожденное чувство отвращения к несправедливости, желание бороться со злом являются фундаментом истинного благородства. Честный человек всегда поступает по законам своей совести и утверждает идеалы добра. Поэтому умение беречь свою честь и сегодня остаётся важнейшей характеристикой личности. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации общества.

 

Сочинение № 2   «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования» Ф.М. Достоевский

(По произведениям русской литературы XIX века)

Что такое сострадание? По определению В.И. Даля, это не просто жалостливость, а «любовь на деле». Именно такой взгляд на сострадание как на действенное сочув­ствие, выраженное не только желанием помочь какому-то человеку в трудную для него минуту, но и самой помощью, был характерен и для многих русских-писателей классиков. Так, Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский в своих знаменитых романах «Война и мир» и «Преступление и наказание» на примере поступков героинь Наташи Ростовой и Сони Мармеладовой показывают: проявление сочувствия к окружающим, оказание им своевременной действенной помощи — это «высочайшая форма человеческого существования», одно из непременных условий гармоничного развития общества.

Наташу Ростову — главную героиню романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» отличает душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Её сострадательная натура особенно ярко проявля­ется перед вступлением французов в Москву, когда мирное население в спешке покидает город и вывозит с собой хоть какое-то имущество.

Любовь к народу и Родине не позволяет Наташе Ростовой равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. От брата она узнаёт о ссоре родителей, вызванной разным пониманием своего долга перед Родиной. Граф Ростов хочет отдать подводы для вывоза раненых русских солдат, однако его супруга выступает против подобной инициативы, так как намеревается вывезти на телегах только семейное добро. Наташа Ростова не принимает такого решения матери, которое противоречит её совести. Оно кажется ей слишком эгоистичным. Возмущённой Наташе удаётся пристыдить графиню и добиться размещения па телегах именно людей, а не имущества. Девушка заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат из горящей Москвы. Героиня Л.Н. Толстого проявляет то действенное сострадание, к которому в своих произведениях всегда призывали читателей русские писатели-классики.

Подобно Наташе Ростовой, Соня Мармеладова — героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — своими поступками доказывает, что сочувствие должно выражаться не просто на словах, но и становиться действием, сопрово­ждаться конкретной, ощутимой помощью ближнему.

Соня Мармеладова — это человек с чуткой душой, наделенной даром бесконечно­го сострадания к людям. Она живёт не для себя, а для других, и в этом смысл её жизни. Соня пошла продавать себя на панель, чтобы иметь возможность заработать деньги и спасти от голодной смерти брата и сестёр, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним героиня романа Ф.М. Достоевского готова перенести любые страдания, терпеть унижение и позор. Таким образом, её жизнь строится по зако­нам самопожертвования. Однако добро Сони по отношению к ближнему требует зла по отношению к себе. Её жертвенность греховна.

Соня Мармеладова, будучи психологическим двойником Раскольникова, воплощает лучшие стороны его души. Как и в Раскольникове, в ней наложен какой-то нравственный инстинкт сострадания. Она остро чувствует душевную боль других людей, поэтому и в Раскольникове видит не преступника, а безмерно страдающего человека, которому хочет помочь. Чтобы его морально поддержать, Соня добровольно отправляется за ним на каторгу.

Пережитые страдания, сделавшие душу Сони отзывчивой к горю чужих людей, её простота, скромность, желание делать добро ближним — всем людям, которые Бог посылает ей на пути, притягивают к ней «грубых клейменых каторжных».

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показывает, к каким страшным последствиям может принести отсутствие сострадания в нашей жизни, когда каждый начинает жить по принципу человек человеку волк. Этой художе­ственной задаче служит сон, приснившийся Раскольникову на каторге. Герою снит­ся, как некие «микроскопические существа» — трихины — вселяются в души людей, внушают каждому человеку мысль о его собственной исключительности, пробужда­ют гордыню и заставляют забыть о сострадании к ближнему. В результате этого начинается всеобщая вражда и взаимное истребление. Люди теряют свой разум и начинают убивать один другого: «кололись и резались, кусали и ели друг друга». Род людской практически прекращает свое существование.

Таким образом, сон, приснившийся Раскольникову на каторге, — это сон- апокалипсис и одновременно сон-предупреждение, после которого главный герой окончательно разочаровывается в своей теории, а читатель понимает, что сострада­ние сплачивает людей и является непременным условием жизни счастливого общества.

Итак, приведённые литературные примеры показывают: подлинным является такое сострадание, когда сочувствие выражается не только на словах, но и сопрово­ждается действием, поступком. Помогая другим людям, мы обретаем собственное счастье, поэтому сострадание есть «высочайшая форма человеческого существования».

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *