Что читать в 14 лет?

29.05.2015

Скачать файл

Что читать в четырнадцать — пятнадцать лет?

Книги в данном списке сгруппированы достаточно условно, а группы расположены по возрастающей "взрослости". Так, на мой взгляд, будет проще выбирать. По ходу представления — кое-какие комментарии.

СОВСЕМ ЕЩЁ "ДЕТСКИЕ" КНИГИ

А. Линдгрен. «Суперсыщик Калле Блумквист». «Рони — дочь разбойника». «Братья Львиное Сердце». «Мы на острове Сальткрока».

Последняя книга — самая "взрослая" в списке, но, строго говоря, всё это нужно было прочитать ещё к двенадцати-тринадцати годам. Как, впрочем, и другие книги этого раздела. Но если подросток задержался в детстве, не начитал ещё всего, что следовало, то эти книги не будут раздражать "мелюзговостью". Они именно для подростков.

В. Крапивин. «Тень каравеллы». «Оруженосец Кашка». «Белый шарик матроса Вильсона». «Портфель капитана Румба». (И ещё сказка про тополиную рубашку — не помню точного названия.)

Крапивин написал много книг, и кто-то, возможно, предпочтёт у него "мистико-фантастические" циклы. А я больше всего люблю те его книги, где фантастики почти (или совсем) нет, зато есть настоящие воспоминания о детстве. История же про капитана Румба смешна и жизнерадостна — артистически, без натуги, а этого подросткам не хватает, как витаминов.

Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков».

Как раз история про то, как трудно выходить из детства — ещё с точки зрения детства, а не юности.

Алан Маршалл. «Я умею прыгать через лужи».

Все её вдруг вспомнили с любовью.

Р. Киплинг. «Пак с холмов» . «Награды и феи». Или Сказки старой Англии.

Историю бы Англии ещё к этому приложить или просто энциклопедию, где можно уточнить, кто есть кто и что есть где…

Корнелия Функе. «Король воров» . «Чернильное сердце».

Это уже "произвольная" часть списка. Дело в том, что всякому читателю нужна (кроме шедевров) прослойка книжек средних — на закуску, для передыха, просто чтобы не поднимать всё время тяжести. И ещё для правильного понимания масштабов. Те, кого с детства кормили одними шедеврами, не знают цену книгам. Читая постоянно тексты, написанные для детей, одни забываешь, а другие всё-таки выделяешь, хотя они и не шедевры. Но можно, наверно, заменить их чем-то другим, просто мне попались эти.

Ллойд Александер. Цикл романов про Тарена (Книга трёхЧёрный котёл. Замок Ллира. Тарен-странники. Верховный король.)

 

ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ЗООЛОГИЯ И ПРОЧЕЕ

Д. ЛондонСеверные рассказы. Смок Белью. Смок и Малыш.

Д. КервудБродяги Севера (и прочее — пока не надоест).

Жюль Верн. (Да всё, что читается, если ещё не прочитано).

А. Конан ДойлЗатерянный мирБригадир Жерар (а это уже история).

В. СкоттАйвенгоКвентин Дорвард.

Г. ХаггардДочь МонтесумыКопи царя Соломона.

Р. СтивенсонПохищенныйКатрионаСент-Ив  (увы, не законченный автором).

Р. КиплингКим.

Мальчишки это очень любят, если им хватает умения прочитать не самую лёгкую книгу. Можно подсунуть её с кратким комментарием: это история про то, как мальчишка-англичанин стал шпионом, да ещё в Индии. А воспитывал его старый индиец-йог ("О сын мой, разве я тебе не говорил, что колдовать нехорошо?").

А. ДюмаГраф Монте-Кристо.

Мушкетёрскую-то эпопею к этому времени уже давно пора бы прочитать. И «Королеву Марго», наверно, тоже. Но не читать его нельзя.

С. ФорестерСага о капитане Хорнблоуэре. (Вышли три книги в «Исторической библиотеке для юношества».)

Книга написана в XX веке: история английского моряка от мичмана до адмирала во времена наполеоновских войн. Дотошная, авантюрная, достоверная, очень обаятельная. Герой вызывает большую симпатию, оставаясь обычным, но очень достойным человеком.

Т. ХейердалПутешествие на Кон-ТикиАку-аку.

Д. Хэрриот. (Любая книга).

Книги автобиографические, забавные и любопытные, полные бытовых деталей. Для любителей всякой живности — большое утешение.

И. ЕфремовПутешествие БаурджедаНа краю Ойкумены.

Рассказы. Почему-то сейчас эти книги не знают даже историки. А это такое подспорье и по истории древнего мира (Египет, Греция), и по географии (Африка, Средиземноморье). А рассказы скорее "палеонтологические" — и тоже очень интересные. Это ранний Ефремов, тут нет (или почти нет) соблазнительных идей — про йогу, красоту всяческих тел и проч., как в более поздних — «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». И нет политики, как в «Часе быка» (это всё вряд ли стоит давать детям). Зато, может быть, интересно и невредно почитать «Туманность Андромеды» — она, конечно, сильно устаревшая утопия, зато успешно избавляет от невежества в области астрономии. Ефремов вообще хорош (на мой взгляд) именно как популяризатор науки. У него есть документальная повесть о палеонтологических раскопках в Монголии «Дорога ветров» — очень любопытная.

М. ЗагоскинЮрий Милославский. Рассказы.

А.К. ТолстойКнязь Серебряный.

Читали ведь уже, да и никто его особенно не любит — так, в меру. А упыриные рассказы («Семья вурдалака» особенно) соблазнительны — но прочитать их, вероятно, надо — для общего развития.

 

ТО, ЧТО ЛЮБЯТ ДЕВОЧКИ

Ш. БронтеДжейн Эйр.

Э. ПортерПоллианна (и вторая книга — про то, как Поллианна вырастает, хотя, конечно, это и к десяти годам прочитывается).

ДУэббстерДлинноногий дядюшкаМилый недруг.

Обаятельные, хоть и простенькие книги. И редчайшая форма — романы в письмах, остроумные и достаточно остросюжетные.

Л. МонтгомериЭнн Ширли из усадьбы «Зелёные крыши».

Сам Набоков брался переводить… Но книга слабая. Есть замечательный канадский телефильм. И японский классный (говорят) мультик — но я ещё не видела.

А. ЕгорушкинаНастоящая принцесса и бродячий мостик.

Фэнтези, довольно средненькая, а продолжения и вовсе слабые. Но девчонки двенадцати-тринадцати лет от неё в полном восторге.

М. СтюартДевять каретЛунные пряхи (и другие детективы).

А это чтение уже для барышень четырнадцати-шестнадцати лет. Тоже очень любимое, познавательное и, кажется, безвредное. Английский быт после войны, Европа (Греция, Франция), дивные пейзажи и обязательно любовь. Детективы у М.Стюарт средние, но добротные. Вот история про Артура и Мерлина — шедевр, но о нём в другом разделе.

 

КОЕ-ЧТО ИЗ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И. Ильф, Е. Петров.Двенадцать стульевЗолотой телёнок.

Л. СоловьёвПовесть о Ходже Насреддине.

Текст обаятельный и озорной. Может быть, самый подходящий, чтобы без лишних мук привыкнуть к взрослым разговорам "про жизнь".

В. ЛипатовДеревенский детективСерая мышьСказ о директоре ПрончатовеЕщё до войны.

Липатов — очень "вкусный" автор. Его многие любят читать именно гастрономически. Но он слегка морочит: как всё было хорошо-то при советской власти, чуть было и впрямь не построили счастливый коммунизм.

В. АстафьевКражаПоследний поклон.

«Кража» — очень страшная история про детский дом за полярным кругом, где выживают дети сосланных и уже погибших родителей — противоядие от советских утопий.

В. БыковМёртвым не больноОбелискЕго батальон.

Э. КазакевичЗвезда.

И очень интересная книга «Дом на площади» — про советского коменданта в немецком оккупированном городке, но это, разумеется, соцреализм со всем своим лукавством. Не знаю больше лирической прозы о войне. Разве что «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы?

Н. ДумбадзеЯ, бабушка, Илико и Илларион. (А фильм ещё лучше — с Верико Анджапаридзе, кажется.) Белые флаги (относительно честное относительно разоблачение советской сплошь подкупленной системы).

Ч. АйтматовБелый пароход.

Впрочем, не знаю… О более позднем Айтматове уж точно скажу "нет", а вот об этом тоже не могу с уверенностью сказать, что стоит прочитать. Только точно знаю, что какое-то представление о жизни в советские времена у детей должно быть. Неправильно, если просто останется провал и пустота. Её потом легко будет заполнить всяким враньём. С другой стороны, мы-то умели читать советские книги, вынося враньё за скобки, а нынешние дети уже не понимают очевидных для нас условностей.

 

ВОСПОМИНАНИЯ ПРО ВОСПИТАНИЕ

А. ГерценБылое и думы. В детстве читали с удовольствием, именно в эти годы.

Е. ВодовозоваИстория одного детства.

Книга уникальная: воспоминания выпускницы Смольного института, учившейся у самого Ушинского. И о Смольном, и о своём детстве в поместье она пишет очень нелицеприятно (она вообще "шестидесятница"), но умно, точно, достоверно. Я её читала в детстве (издание было очень ветхое), но лет пять назад её переиздали.

В. НабоковДругие берега.

А. ЦветаеваВоспоминания.

К. Паустовский.  Повесть о жизни.

А. КупринЮнкераКадеты.

А. МакаренкоПедагогическая поэма.

Ф. Вигдорова.  Дорога в жизньЭто мой домЧерниговка.

Это та самая Вигдорова, которая записала процесс над Бродским. А книги (это трилогия) написаны о детском доме, созданном учеником Макаренко ещё в 30-е годы. Масса интереснейших деталей о жизни, школах и проблемах того времени. Читается очень легко. Советское заметно, но и антисоветское тоже.

Д. ДарреллМоя семья и другие звери.

Можно читать и раньше, но пропадёт много очарования и юмора.

А. БруштейнДорога уходит вдальВ рассветный часВесна.

Воспоминания имеют революционный акцент, своеобразно сочетающийся с еврейским взглядом на русско-литовско-польскую действительность. И это очень интересно, познавательно и обаятельно. Не знаю, как будет восприниматься современными детьми, но масса реалий начала XX века мало где ещё так ясно отразилась. Разве что у А.Цветаевой — но та скорее подчёркивает исключительность, а не типичность их уклада.

Н. РоллечекДеревянные чёткиИзбранницы.

Книги редкие и, вероятно, соблазнительные. Воспоминания девочки, отданной родителями на воспитание в приют при католическом женском монастыре. Дело происходит в Польше уже после её отделения от России, но до войны. Быт и нравы приюта (да и монастыря) достаточно неприглядны; похоже, что описаны они правдиво, хоть и небеспристрастно. Зато показывают жизнь с неведомой нам стороны.

Н. КальмаДети горчичного раяВернейские грачиКнижная лавка на площади Этуаль.

Что называется — под звёздочкой. Автор — советский детский писатель, специализировавшийся на описании жизни "ваших сверстников за границей". Очень политизировано, с классовой борьбой, естественно, забастовками и демонстрациями, но всё же до какой-то степени добросовестно изображаются реалии совсем неведомой нам жизни. К примеру, выборы "президента" в американской школе или быт французского приюта во время войны. Или участие совсем ещё подростков во французском Сопротивлении. Хорошо бы почитать что-то более достоверное — но нету почему-то. Или я не знаю. Да и эти книги уже вряд ли легко добыть. Но автор, при всей советской наивности, имеет какое-то своеобразное обаяние, особенно для подростков. И я её любила, и совсем недавно кто-то из наших деток вдруг принёс мне показать («Книжную лавку») как что-то заветное и дорогое.

А. РекемчукМальчики.

Можно и раньше, конечно; достаточно детская история про музыкальную школу и хор мальчиков. Кстати, есть ещё такой автор М.Коршунов, он тоже писал то об учениках специальной музыкальной школы при консерватории, то — про ПТУ железнодорожное. Не очень всё это серьёзно, но очень любопытно в соответствующем возрасте. Других книг в этом роде не помню, а ведь их в советские времена было немало.

 

ФАНТАСТИКА

А. БеляевЧеловек-амфибияГолова профессора Доуэля (и всё другое — если ещё почему-то не прочитано, детям оно не вредно).

А. Толстой. Гиперболоид инженера ГаринаАэлита.

Последняя скорей странна, чем интересна. А «Гиперболоид» поражает опять же достоверностью предвоенной Европы — чего у нас в книгах крайне мало.

Г. УэллсВойна миров. Зелёная дверь (или  Дверь в стене).

И другое — по желанию. Мне кажется, рассказы у него вообще сильнее, чем романы.

С. ЛемРассказы о пилоте Пирксе. (Магелланово облако.Возвращение со звёздЗвёздные дневники Иона Тихого.)

Умные, с хорошим юмором рассказы. И очень грустные романы, необычные для того времени, с какой-то тревожной лирикой. «Дневники» — книга смешная, подростки это ценят. А поздние его книги читать невозможно — это полный, жуткий и, главное, скучный мрак.

Р. Брэдбери451 ° по ФаренгейтуМарсианские хроники и другие рассказы.

А. и Б. СтругацкиеПуть на амальтеюПолдень XXII векТрудно быть богомПопытка к бегствуОбитаемый островПонедельник начинается в субботу.

Эти вещи не вызывают недоумения. Две первые — утопия, очень любопытная и обаятельная, с юмором и грустная. Сама я в юности любила практически запрещённый «Обитаемый остров» — вещь глубоко антисоветскую. А «Понедельник» все ребята любят.

Г. ГаррисонНеукротимая планета.

Это очень плодовитый автор. Мальчики (даже взрослые) многое у него любят, потому что у него фантазия физика и инженера. Ровно поэтому мне он не очень интересен. А это роман "экологический", мудрый по главной идее и обаятельный благодаря плуту-герою.

 

ТЕПЕРЬ ПРО ФЭНТЕЗИ ИЛИ ПРО ТО, ЧТО ЭТОМУ ПРЕДШЕСТВОВАЛО

А. ГринЗолотая цепьБегущая по волнамБлистающий мир. Дорога в никудаФанданго.

Вообще Грина уже можно было и прочитать, но стоит дочитать то, что раньше казалось недостаточно интересным. Он именно что юный автор.

Д.Р.Р. ТолкинВластелин колецСильмариллион.

К. Льюис. Наверно, все читали раньше — «Хроники Нарнии». А «Космическую трилогию» или «Расторжение брака», наверно, читать ещё рано. Про «Письма Баламута» вообще не знаю, когда их стоит прочитать.

К. СаймакЗаповедник гоблинов.

Удивительно милая книга. Ничего подобного он больше не написал, хотя вообще писатель-фантаст ровный и приятный. Рассказы у него лучше, романы — хуже (на мой взгляд). Разве что «Город»…

Урсула Ле ГуинВолшебник Земноморья (первые три книги очень сильные, дальше похуже).

Даже как-то неловко рекламировать, но знаю: есть средних лет поколение, которое пропустило появление этих книг, а они очень хороши. «Космические истории», на мой взгляд, у неё всё-таки послабее (Хайнский цикл), но и они годятся для подростков. А вот тексты-исследования семьи, брака, психологии мужской и женской и прочих тяжёлых вещей («Левая рука тьмы») — хотя они тоже замаскированы под фантастику — это книги первоклассные, зато, естественно, более чем недетские.

Диана У.ДжонсХодячий замок ХаулаВоздушный замокМиры КрестомансиЗаговор Мерлина.

На мой взгляд, лучшая из книг — «Воздушный замок». Там юмор строится на стилизации и игре слов. Но вообще это автор детский, всегда достаточно интересный и недостаточно серьёзный. Чтобы сделать по ней глубокий фильм, Х. Миядзаки пришлось столько всего добавить…

М. и С. ДяченкоМаг дорогиСлово ОберонаУзла нет власти.

Очень достойное фэнтези для подростков, написанное "взрослыми" авторами. То, что они для взрослых делают, неровно, но серьёзно и интересно. Иногда чересчур жёстко и чересчур откровенно. Без оглядки давать их не стоит. А это — в самый раз.

С. ЛукьяненкоРыцари сорока островов.

Книга о взрослении и нравственных проблемах, которые приходится решать в искусственно сконструированных условиях. Заметно влияние Крапивина и Голдинга. И, как мне кажется, этого довольно. Можно, впрочем, читать и более "взрослые" его книги, но вот «Мальчик и тьма», по-моему, читать как раз не нужно, хотя оно вроде бы для детей писалось. Автор он довольно обаятельный, но в голове такая каша и путаница…

Д. РоулингГарри Поттер.

Если хотят его читать — ну пусть читают. Там много интересного, много чужого, а в общем, популярность этих книг такая же загадка, как популярность Чарской, так мне кажется.  Яего честно прочитала, не так давно причём, а уже плохо помню.

 

ДЕТЕКТИВЫ

А. Конан ДойлРассказы о Шерлоке Холмсе.

Э. ПоРассказы (лучше для начала читать «Золотого жука» — он не такой мрачный).

У. КоллинзЛунный камень.

Девчоночье несколько чтение, но занимательное. «Женщина в белом» заметно хуже.

А. КристиСмерть в Восточном экспрессе.

Выбор не мой, а как раз знакомой барышни, недавно вышедшей из названного возраста. Надо же что-то почитать у знаменитой леди. Но я её совсем не люблю.

Г.К. ЧестертонРассказы о патере Брауне (и другие рассказы).

Он дразнит, конечно, но не отталкивает.

М. Шеваль и П. ВалёГибель 31-го отдела. И любые другие романы.

Редкие у нас скандинавы с хорошим чувством юмора и трезвым взглядом на современную цивилизацию. Читать их, конечно, необязательно, но можно — если кто-то очень любит именно детективы.

Дик ФрэнсисФаворитДвижущая сила.

Мучительно перебирала все прочие произведения данного автора в поиске приличных. Не вспомнила, к сожалению. Дело в том, что это очень полезный писатель. И я, к примеру, думаю, что мне его книг явно не хватало именно в юности. Не детективной стороны, а удивительного отношения к жизни: мужественного, прямого, очень заинтересованного, противоположного слабости и унынию. И, кроме всего прочего, романы Фрэнсиса — это энциклопедия реальности. Человек, прошедший войну (военный лётчик), с азартом осваивал всё новое, что видел в жизни: и компьютеры, и яхты, и банковскую систему, и налоговый учёт, и выдувание стекла, и фотографию, и… Писала всё это, как вроде бы выяснилось, его жена — просто писать она умела лучше. В общем, для кругозора и формирования жизненных установок автор изумительный, но даже не пытающийся быть "приличным". Ну, взрослый автор, что тут сделаешь?

А. ХейлиАэропортКолёсаОтельОкончательный диагноз.

Почти та же история, только книги слабее во много раз: нет точного и глубокого изображения характеров. Но есть знания о реальности (натуральная школа своего рода), которых так не хватает в юности. Кстати, он "поприличнее" Фрэнсиса в деталях.

БОЛЬШИЕ РОМАНЫ И СЕРЬЁЗНЫЕ ПОВЕСТИ (РАССКАЗЫ)

В. Гюго.Отверженные.Собор Парижской Богоматери.

Остальное по вдохновению. В четырнадцать лет «Отверженных» любила страстно. А позже их вот так всерьёз уже не прочитаешь. «Собор…» понравился меньше, но это дело личное, а знать-то надо в первую очередь именно его.

Ч. Диккенс.Оливер ТвистДэвид КопперфилдХолодный домМартин ЧезлвитНаш общий другДомби и сын(и так далее. Все названия неточные, потому что они у него всегда накрученные).

Вообще читаю Диккенса класса со второго. Больше всего любила «Дэвида Копперфилда» — классе в четвёртом. Позже — «Холодный дом», но тут тоже у каждого свои пристрастия. Обычно как войдёшь во вкус Диккенса, так уже не оторвёшься. «Мартин Чезлвит» — книга тяжёлая, злая (насколько Диккенс умеет быть злым), антиамериканская, между прочим. «Домби и сын» понравился мне, пожалуй, меньше других. Но существует радиоспектакль с Марией Бабановой в роли Флоренс, с дивной песней про море. Сейча радиокниги в моде — так, может, есть возможность разыскать эту давнюю постановку? (слушайте «Диккенс «Домби и сын») Очень достойный вариант. И есть английские фильмы: «Большие надежды» и старый мюзикл «Оливер!» — совершенно дивный. Нового фильма не видала, а американский Дэвид — ну, кому-то, может, и понравится, он ничего, только уж очень куцый. Мы ещё читали Тэккерея «Ярмарку тщеславия» — но это уж для англоманов.

Д. Остин.Гордость и предубеждение.

Моя бы воля, я б всю Остин заставила перечитать — для прибавления ума. Но, к сожалению, дети не понимают этот тонкий и насмешливый анализ. Они ждут от неё страстей в духе Ш. Бронте, а тут холодноватая ирония. Но с этим можно подождать.

Г. Сенкевич.Огнём и мечомКрестоносцы.

Самое чтение в таком возрасте. Романтично, боевито, обаятельно, переживательно… Не то чтоб очень глубоко, но кругозора прибавляет.

Д. Голсуорси.Сага о Форсайтах.

Может, во мне говорит выпускник английской школы, прочитавший её в обязательном порядке, но почему-то именно эта "средняя" книга дала что-то вроде системы координат, чтобы ориентироваться на стыке XIX-XX веков и дальше — до Второй мировой войны. Чувство времени как смены стилей — вот что он может дать, по-моему. Популярно, поверхностно, но для начала — очень надёжные привязки. В последнее время сталкиваюсь с тем, что дети не различают XIX и XX века, не чувствуют разницу между довоенной и послевоенной культурой. Это серьёзная проблема, и надо тут, мне кажется, соломки подстелить. У нас-то в это время шла совсем другая история, и стиль у неё другой.

Т. Манн.Будденброки.

В школе я это не читала, но если бы попалось — наверняка бы очень понравилось. Книга, которая прикидывается степенной и основательной, а на самом деле держится на таком юном и отчаянном нерве. Мрачна, правда, ближе к концу, как злой затравленный подросток. УМанна есть ещё довольно лёгкая вещь «Королевское высочество». Остальное у него уже не для детей.

Р. ПилчерИскатели раковин.Возвращение домойСентябрь. Канун Рождества.

Бытописательные обаятельные книги (женская проза). Англия во время Второй мировой войны — мы слишком мало об этом знали, между прочим. И вполне современная (то есть 1980-х годов) Англия. И об этом мы тоже мало знаем. В последней книге этакая приходская утопия, правда, кое-что там будет для нас странно. Читается достаточно легко, девочкам, наверно, понравится больше. Издавалась у нас совсем недавно в серии «Укамина» (такие клетчатые томики, их чаще всего выставляют в сентиментальных разделах, иногда — в современной прозе: книги-то вполне серьёзные).

 

ТЕПЕРЬ МЕНЕЕ УВЕСИСТЫЕ ТЕКСТЫ

Ален Фурнье.Большой Мольн.

Такая юная, грустная, щемяще-романтическая сказочка.

Харпер Ли.Убить пересмешника.

Все её любят, я — нет, но это не аргумент. Дети могут и полюбить.

С. Лагерлёф.Сага о Йосте Берлинге.

Она по-своему не хуже Нильса с дикими гусями. И жутковата, и красива, и очень любопытна. Мы такой Скандинавии себе не представляли.

Р. Роллан.Кола Брюньон.

В противовес всякому модерну-декадансу. И, кстати, для привычки к взрослой откровенности: тут она стилизована под простонародную грубоватую прямоту.

Л. ФранкУченики Иисуса.

Германия после войны. Восстановление справедливости, мальчишки — Робин Гуды и всякие серьёзные проблемы. Книжка более чем средняя (да ещё и переведена не ахти), но я всё о своём: кругозору нам, кругозору… А читается легко, сюжет лихой.

У. Голдинг.Повелитель мух.

Обязательно надо подсунуть — хотя бы в качестве прививки от озверения.

Д. Сэлинджер.Над пропастью во ржиРассказы.

Последний в списке, потому что у многих вызывает шок. Если дитя совсем ещё малое, так лучше придержать, мне кажется, годик-другой. Но читать обязательно, конечно.

 

КНИГИ "УЖЕ ЗА ГРАНЬЮ"

Э. Ремарк.Три товарищаНа западном фронте без перемен.

В сущности, очень юные книги. Но кое-кого шокирует обилие спиртного и проч.

Э. Хемингуэй.Прощай, оружие!Рассказы.

Рассказы лучше, как мне кажется. Да всё можно читать.

Г. Бёлль.Дом без хозяина.

Всё остальное у него не для детей, конечно. А с этого можно начать. Ещё «Бильярд в половине десятого», мне кажется, пройдёт без серьёзного шока.

М. Митчелл.Унесённые ветром.

С одной стороны — кто ж ещё об этой войне нам расскажет? С другой — ну недетские подробности, конечно… С третьей — не очень обаятельная героиня (особенно для читателей этого возраста), будет, возможно, скучновато… Но кино ещё нуднее.

Т. Уайлдер.Теофил НортДень восьмойМартов­ские иды.

Да всё у него можно читать. Но «Теофил» настолько обаятелен и симпатичен, что от него не оторвёшься. А в остальном много умственных схем, с которыми не так-то просто разобраться (и не всегда хочется соглашаться). А так — большой писатель-то.

И. Во.Возвращение в Брайдсхед.

Не знаю больше ни одной книги, где бы студенческая жизнь была так ностальгически и подробно описана. Потом встаёт, правда, вопрос, куда заводит ханжество и бунт против него… Но это тоже проблематика подростков.

М. СтюартХрустальный гротПолые холмыПоследнее волшебство.

История Мерлина и через него — Артура. Книги великолепные, реконструкция исторически очень проработанная, достоверная — насколько достоверны наши знания об этих временах. А следы римской жизни в старой доброй Англии… А визит в Византию… А путеводитель по разным культам в ту эпоху, когда везде была мешанина верований… А пейзажи у неё какие… А Мерлин какой обаятельный рассказчик… В общем, попробуй не влюбись. Правда, третья книга уже слабее, а попытки продолжать — ещё бледнее.

Г.Л. Олди.Одиссей, сын Лаэрта.

Если кто-то ещё не в курсе: это не англичанин, это два русскоязычных автора из Харькова (Громов и Ладыженский). Пишут фэнтези и вот такие романы — реконструкции мифов. Очень качественно пишут и очень необычно, неожиданно. Если возникает законное сомнение (зачем нам реконструкция, когда есть «Одиссея»?), стоит взять книгу, открыть первую страницу текста: "Не сравнивай жизнь со смертью, песнь с плачем, вдох с выдохом и человека с божеством — иначе быть вам тогда подобным слепому Эдипу Фиванскому…" — и решать. Но написано оно вполне по-античному — без скидок на какие-либо приличия. У этих авторов книг много, они неровные. Может быть, лучше начинать даже не с «Одиссея», а с «Ноппэрапона». Книга полегче, посовременнее (по-бледнее…).

 

НАПОСЛЕДОК ПРО ТРИ "ЭПОПЕИ"

Эти книги для "взрослых" детей — безусловно. Юмор в том, что с двумя из них меня познакомили именно дети — принесли показать, потому что оно того стоило. И я детям благодарна, а вот когда это раз­умно начинать читать — не знаю.

Р. Желязны.Хроники Эмбера.

Особенно хороши первые пять, где рассказчик — Корвин, европеец и эстет. Каким-то образом за каждым его словом чувствуется, что он прожил всю европейскую культуру — вот просто как свою нескладную жизнь (как оно, собственно, и было). Обаятельнейшая книга. И идея истинного мира, по отношению к которому всё остальное — бледный слепок, показана очень убедительно. Советовать перевод нет смысла: вряд ли сейчас удастся достать вариант русскоязычного китайца, который попытался адекватно передать языковые фокусы и игры («Девять принцев в Янтаре», "жжеренные ящерковые окорочка" и проч.).

В. Камша.Красное на красном(цикл «Отблески Этерны»).

Книга, про которую я возопила (дочитав ночью): "Да это «Война и мир» какая-то!" Это, конечно, не «Война и мир» — слишком растянуто в итоге вышло (и навороченно). Но это самое трезвое и адекватное осмысление нашей нынешней смутной жизни — хоть и в одеждах фэнтези, с мечами, парусами, мистикой и жутью. И очень вразумительно, осмысленно описана война. Даже мне было интересно и понятно. Книга умная, жёсткая, но местами натурализма всё же через край. И у автора всеобщая современная обида на веру и верующих. Тут есть о чём, кстати, погово­рить и подумать.

Макс Фрай.Лабиринты ЕхоХроники Ехо.

Сама я не решилась "подсунуть" это ни в каких своих классах никаким, даже самым бесцензурным читателям. Так они и читали это сами по себе, ни у кого не спрашиваясь и ни с кем не обсуждая. Можно считать это моей причудой и крамолой, но всё-таки мне кажется, что это самая качественная наша литература за последние лет десять. Правда, очень недетская. Да и взрослые, как показывает опыт, часто её не понимают — считают низкопробным развлекательным чтивом.

Список, естественно, получился прихотливый и неполный. Имеет смысл добавить к нему то, что потом вспомнится. Или что-нибудь выкинуть. Впрочем, это не более чем шпаргалка, от которой можно просто оттолкнуться, когда ищешь книгу для конкретного ребёнка.

Оксана СМИРНОВА

Источник: Литература (Первое сентября). — 2010. —  №  6.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *