Дружеское послание. Советы сочинителю

24.11.2014

Скачать файл

Поэтическое послание

I. Учимся у классика А.С. Пушкина

1. Читаем стихотворение

2. Стараемся понять замысел автора, чувства, настроение

 

а) Выделяем ключевые слова

Ключевые слова – СМЫСЛ — тема, идея, настроение, образы,  жанр

б) Заполняем таблицу  1,2 столбцы

3. Поэтический язык. Чем проза отличается от поэзии?

Проза

Мой друг, я благодарен тебе за поддержку.

Я помню, как ты приезжал ко мне зимой.

Тебе сейчас нелегко – ты в остроге

Но вспомни о Лицее, и тебе станет легче!

 

Поэзия — у Пушкина –Красота, Трогательность,  Душевность, Торжественность, Возвышенность, Ритмичность

а) Находим выразительные средства,  которые поэт использовал для передачи настроения и создания образов – заполняем таблицу

 

Стихотворение. Ключевые слова

Тема. Настроение Образы

Выразительные средства

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

 

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

 

Тема: утешение, поддержка друга

 

Настроение: грустное и ободряющее

 

Образы: Лицейский друг, Заточение

 

Л.Г. : благодарный, искренний

Лексические

Эпитеты: друг бесценный, двор уединенный, печальный снег, святое провиденье, лицейские ясные дни

Возвыш. лексика: благословил, святое провиденье, душа, дарует, озарит

Метафоры: «голос мой душе твоей дарует тоже утешенье», «да озарит он заточенье», «луч лицейских дней»

Синтаксические

Инверсия: друг бесценный, двор уединенный

Анафора (Да голос… Да озарит…)

Обращение «Мой первый друг, мой друг бесценный»

Два восклицательных предложения

Морфологические:

Местоим. и  глаг. в 1л., притяж. местоим:  я, молю,  мой (3), твой, твоей

Тема: 

Друг — уединение – колокольчик-голос – утешение – заточение — лицейские дни

Настроение: уединенный – печальным — заточенье

Настроение: утешенье – озарит — ясных

 

 

б) Строим ассоциацииПоэтический язык – образность, выразительные средства

Ассоциации — ассоциативный ряд от метафоры)

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Заточенье – Пущин — декабристы – восстание – Сибирь

Лицей – Дружба – идеалы —  верность

 

… двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Двор уединенный – Пушкин — Михайловское – ссылка — одиночество

Колокольчик –  Пущин — встреча – радость  — дружба

 

Особенности жанра – дружеское послание

1. Обращение «Мой первый друг, мой друг бесценный»

2. Упоминания о событиях из жизни: лицей, ссылка Пушкина, встреча друзей в Михайловском, заточение Пущина

Благодарность («И я судьбу благословил…»)

Утешение  («Да голос мой душе твоей дарует тоже утешенье»)

 

II. Сочиняем сами – Послание бабушке, подруге, маме

Советы сочинителю

1. Выбрать адресат.

2. Составить СВОЙ ассоциативный ряд, связанный с ВАШИМ адресатом – ваши эмоции чувства (У Пушкина – это: Пущин — первый друг – судьба-праздник – восторг – восстание –Лицей — заточенье – надежда. А у вас?)

3. Пишем! Ввести обращение к адресату, размышление о жизни (это может быть упоминание о событии), благодарность или хвала адресату, в послании может быть и пожелание, и утешение, и выражение соучастия.

4. Украсить послание! Поработать над поэтическим языком (эпитеты, метафоры, сравнения и др. ) Дружеское послание нужно украсить тропами, ведь у Пушкина:

                        друг  —  бесценный,    двор  —  уединенный,

                        снег  —  печальный,    дни  —  ясные,

                        не просто: "Я утешить тебя хочу",

                        а "голос…душе… дарует… утешенье".

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *