Поэтическое послание
I. Учимся у классика А.С. Пушкина
1. Читаем стихотворение
2. Стараемся понять замысел автора, чувства, настроение
а) Выделяем ключевые слова
Ключевые слова – СМЫСЛ — тема, идея, настроение, образы, жанр
б) Заполняем таблицу 1,2 столбцы
3. Поэтический язык. Чем проза отличается от поэзии?
Проза
Мой друг, я благодарен тебе за поддержку.
Я помню, как ты приезжал ко мне зимой.
Тебе сейчас нелегко – ты в остроге
Но вспомни о Лицее, и тебе станет легче!
Поэзия — у Пушкина –Красота, Трогательность, Душевность, Торжественность, Возвышенность, Ритмичность
а) Находим выразительные средства, которые поэт использовал для передачи настроения и создания образов – заполняем таблицу
Стихотворение. Ключевые слова |
Тема. Настроение Образы |
Выразительные средства |
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
|
Тема: утешение, поддержка друга
Настроение: грустное и ободряющее
Образы: Лицейский друг, Заточение
Л.Г. : благодарный, искренний |
Лексические Эпитеты: друг бесценный, двор уединенный, печальный снег, святое провиденье, лицейские ясные дни Возвыш. лексика: благословил, святое провиденье, душа, дарует, озарит Метафоры: «голос мой душе твоей дарует тоже утешенье», «да озарит он заточенье», «луч лицейских дней» Синтаксические Инверсия: друг бесценный, двор уединенный Анафора (Да голос… Да озарит…) Обращение «Мой первый друг, мой друг бесценный» Два восклицательных предложения Морфологические: Местоим. и глаг. в 1л., притяж. местоим: я, молю, мой (3), твой, твоей |
Тема: Друг — уединение – колокольчик-голос – утешение – заточение — лицейские дни Настроение: уединенный – печальным — заточенье Настроение: утешенье – озарит — ясных
|
б) Строим ассоциации – Поэтический язык – образность, выразительные средства
Ассоциации — ассоциативный ряд от метафоры)
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Заточенье – Пущин — декабристы – восстание – Сибирь
Лицей – Дружба – идеалы — верность
… двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Двор уединенный – Пушкин — Михайловское – ссылка — одиночество
Колокольчик – Пущин — встреча – радость — дружба
Особенности жанра – дружеское послание
1. Обращение «Мой первый друг, мой друг бесценный»
2. Упоминания о событиях из жизни: лицей, ссылка Пушкина, встреча друзей в Михайловском, заточение Пущина
Благодарность («И я судьбу благословил…»)
Утешение («Да голос мой душе твоей дарует тоже утешенье»)
II. Сочиняем сами – Послание бабушке, подруге, маме
Советы сочинителю
1. Выбрать адресат.
2. Составить СВОЙ ассоциативный ряд, связанный с ВАШИМ адресатом – ваши эмоции чувства (У Пушкина – это: Пущин — первый друг – судьба-праздник – восторг – восстание –Лицей — заточенье – надежда. А у вас?)
3. Пишем! Ввести обращение к адресату, размышление о жизни (это может быть упоминание о событии), благодарность или хвала адресату, в послании может быть и пожелание, и утешение, и выражение соучастия.
4. Украсить послание! Поработать над поэтическим языком (эпитеты, метафоры, сравнения и др. ) Дружеское послание нужно украсить тропами, ведь у Пушкина:
друг — бесценный, двор — уединенный,
снег — печальный, дни — ясные,
не просто: "Я утешить тебя хочу",
а "голос…душе… дарует… утешенье".