Памятка по анализу прозаического текста

07.11.2017

Скачать файл

Памятка по анализу прозаического текста

  1. Внимательно прочитайте текст. Прочтя название, подумайте, чему он может быть посвящён, какова его тема. Лучше читать с карандашом в руках, сразу делая определённые пометки.
  2. Дочитав до конца, снова обратитесь к названию. Подтвердились ли Ваши ожидания? Почему текст назван так? Как тема текста сочетается с названием? Абстрактно оно или конкретно? Часто название скрывает тот или иной символ. Возможно, у текста есть подзаголовок или эпиграф – подумайте, как они сочетаются с текстом и названием.
  3. Что происходит в тексте? Каков его сюжет (последовательность событий в тексте)? Какова его фабула («правильная», хронологическая последовательность событий)? Совпадают ли они? Когда и где происходит действие? От вас ждут не пересказа сюжета, но его осмысления.
  4. Сюжет состоит из эпизодов. Их последовательность составляет структурную основу композиции текста: завязку – кульминацию – развязку. Какие внутренние членения есть в тексте (главки, сцены, абзацы)? Зачем они нужны?
  5. Представьте себе время и пространство художественного текста. Время может ускорено или замедлено, прерывисто или непрерывно. Различают «большое» время – историческое (эпоха, в которую происходит действие) и «малое» время (в пределах жизни одного человека. Пространство может быть реальным или воображаемым, внешним и внутренним, открытым или замкнутым. Как описаны места действия? Есть ли описания природы (пейзажи), помещений (интерьеры)? Как они связаны с сюжетом?
  6. Расположите на нарисованной или воображаемой схеме действующих лиц, персонажей. Опишите их как систему. В каких они отношениях? Какие функции выполняют (=зачем нужен каждый из них)? Как они описаны? Есть ли их портреты (описания внешности, одежды)? Важно ли для понимания конфликта их социальная роль (например, чин или сословная принадлежность)? Даны ли им имена и могут ли они нести какое-то значение?
  7. Какие детали портрета, пейзажа, интерьера могут быть художественными, т.е. важными для характеристики персонажа, определения авторской позиции, идеи текста? Детали могут быть и символическими.
  8. Какова речь героев (от фонетики до синтаксиса)? Как речь характеризует героев в социальном, образовательном, нравственном, духовном планах?
  9. Есть ли в тексте рассказчик и/или повествователь? Как он относится к событиям? Рассказчик – это герой произведения, как правило, участник событий. Повествователь может не участвовать в событиях, но, как и рассказчик, как и многие герои, имеет свою точку зрения на происходящие события. Она может быть выражена в художественных деталях и в речевой характеристике персонажей.
  10. Какие формы повествования использует автор? (монолог, диалог, несобственно-прямая речь, внутренний монолог, поток сознания) Какие преобладают?
  11. Какие противопоставления вы видите в тексте? Какова проблематика текста? Какой конфликт выходит на первый план? (в произведении он может быть не один, и каждый из них может разрешаться по-разному). Герои – конкретные выразители конфликта, выражаемого абстрактными понятиями. За бытовыми категориями часто стоят философские: герои могут оказаться перед нравственным выбором.
  12. Какова художественная выразительность текста, какие художественные приёмы вы видите? В чьей речи? Какова их функция? Речь идёт не только о тропах и фигурах речи, но и о способах выражения комического (юмор, сатира, ирония, сарказм) или трагического.
  13. Автор находится ВНЕ текста. Тем не менее, в речи повествователя, рассказчика, персонажей, а также в композиции и системе противопоставлений отражено авторское отношение к описанным событиям. Оно может быть добрым, ироничным, саркастическим, снисходительным, уважительным, восхищённым, презрительным и т.д.
  14. Не путайте авторскую позицию с точкой зрения повествователя, рассказчика и персонажей. Наблюдения над авторской позицией приведут к формулировке идеи текста. За авторской позицией стоит особое мировоззрение.
  15. Можно говорить о пафосе текста (сатирический, религиозный, трагический…) – определяющем настроении, отражённом в речи повествователя и/или героев.
  16. Как бы Вы оценили события, происходящие в тексте – как правдоподобные, «реальные», или совершенно фантастические? С чем это связано? Любое неправдоподобие объяснимо замыслом автора. Возможно, гиперболы, остранение (подача общеизвестного как впервые увиденного), гротеск, фантастика, абсурд отражают единственно возможную реальность художественного мира данного произведения. Категория правдоподобия тесно связана с жанром, стилем, художественным методом.
  17. Постарайтесь определить жанр текста. Как правило, перед вами произведение малой формы: рассказ, зарисовка, сказка, притча, очерк, новелла, стихотворение в прозе и т.д. Ваше определение должно быть доказательным. Тексту может быть свойственна жанровая гибридность (могут быть видны черты разных жанров) или неоднозначность (трудно определить жанр одним словом).
  18. Какие исторические, культурные реалии (даты, имена, события) упоминаются в тексте? Как они помогают понять идею текста?
  19. К какому литературному методу / направлению / течению / школе может относиться данный текст? Ответ на этот вопрос должен вытекать из Ваших конкретных наблюдений!
  20. Есть ли в тексте какие-либо переклички с другими известными вам текстами: прямые цитаты, аллюзии (образные переклички), реминисценции (неявные цитаты). Как они расширяют художественное пространство текста?
  21. Что вы знаете об авторе? Имеет ли значение дата написания, биографический и историко-культурный контекст? Если имя автора и дата написания ни о чём Вам не говорят и нет возможности что-либо узнать о них, не пишите об этом.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *