Словарик для лирики

13.01.2014

Скачать файл

СЛОВАРИК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ — небольшое лирическое произведение, то же, что и литературная песня, но получившая распространение в исполнении автора, барда.
АКМЕИЗМ — литературное направление, возникшее в русской поэзии 1910-х гг. Акмеисты стремились реформировать символизм, провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному» отстаивали возврат к материальному миру, естественному предмету, уточному значению слова. Для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — форма тонического стихосложения, стих с приблизительно урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством безударных слогов между ними (обычно от 0 до 4 и более). Пример: «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского.
АЛЛЕГОРИЯ — раскрытие отвлеченной идеи (понятия) посредством конкретного изображения предмета или явления действительности. В отличие от многозначного смысла символа смысл аллегории однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (например, сердце — любовь).
Пример: в баснях и сказках хитрость изображается в образе лисы, жадность — в обличий волка, коварство — в виде змеи и т. п.
БАЛЛАДА – лиро- эпический жанр, один из главных в поэзии сентиментализма и романтизма; небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, чаще всего баллада имеет драматический сюжет и заканчивается трагически.
Пример: «Светлана» В. Жуковского, «Баллада о гвоздях» Н. Тихонова.
БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ — см. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ.
БАСНЯ — краткий рассказ, чаще всего в стихах, в основном сатирического характера. Цель басни — осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами являются условные басенные звери.
БЕЛЫЙ СТИХ — незарифмованный стих.
Пример: Мне было только семнадцать лет,
Поэтому эта ночь
Клубилась во мне и дышала мной,
Шагала плечом к плечу.
(Э. Багрицкий)
ВОЛЬНЫЙ СТИХ (ВОЛЬНЫЙ ЯМБ) — ямб, в котором неурегулированно чередуются строки разной длины (обычно четырех-, пяти- и шестистопные).
Пример: И. Крылов, «Ворона и Лисица».
ГИПЕРБОЛА — намеренное чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:
Пример: «Редкая птица долетит до середины Днепра». (Н. Гоголь)
ГРОТЕСК — вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные явления с помощью причудливого сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, трагического и комического, прекрасного и безобразного. (Фантастический, уродливо-комический вид изображения.)
ДАКТИЛЬ — трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог.
Пример: Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужного
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М. Лермонтов)
ДЕКАДЕНТСТВО — общее наименование кризисных явлений культуры конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Этим понятием объединяют многообразные направления искусства — от символизма и кубизма до абстракционизма и сюрреализма. Многие мотивы декадентства стали достоянием художественных течений модерниз¬ма.
ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — см. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.
ДИАЛЕКТИЗМЫ — слова из разных диалектов, использующиеся в языке художественной литературы для создания местного колорита и речевой характеристики персонажей; иногда к диалектизмам относят также фонетические, морфологические, синтаксические и проч. особенности, присущие отдельным диалектам и вкрапливаемые в литературный язык.
Пример: векша (белка), укладка (сундук).
ДОЛЬНИК — промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихосложением, вид стиха, в котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных между ударными колеблется от одного до двух.
Пример: Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
(А. Ахматова)
ДРАМА — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Специфика драмы как рода заключается в том, что она написана в диалогической форме и, как правило, предназначена для постановки на сцене.
ДРАМАТИЗМ — эстетическая категория, обобщающая противоречивые процессы в жизни — личности и общества.
ДУМА — стихотворение философско-исторического со¬держания.
Пример: «Дума» М. Лермонтова. (Думы Рылеева)
ЖАНР — исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду; 2) преобладающего эстетического качества (например, сатирического, патетического, трагического, комического и проч.); 3) объема произведения и 4) способа построения образа (символика, аллегория, документальность и т.д.).
ЖАРГОН — язык отдельных социальных групп, обществ, искусственно создаваемый с целью обособления, отличающийся главным образом наличием слов, непо¬нятных людям непосвященным.
Пример: армейский, воровской, молодежный жаргоны.
ЗАГОВОР (ЗАКЛИНАНИЕ) — древнейший жанр фольклора, тесно связанный с магическими обрядами; словесная формула, которую считали средством воздействия на окружающий мир. Отличается особой композицией: зачин, эпическая повествовательная часть, приказная часть и закрепка.
ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХА — художественно-выразительное применение в стихотворном тексте тех или иных элементов, явлений, свойств звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций и так далее.
ЗВУКОПИСЬ — система звуковых повторов, подобранных с расчетом на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.
Пример: ШиПеНье ПеНистых бокалов И ПуНша ПламеНь голубой. (А. Пушкин)
ИДЕЯ — главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Передается всей художественной структурой про¬изведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов.
ИНВЕРСИЯ — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи.
Пример: «Досадно было, боя ждали». (М. Лермонтов)
ИНТЕРЬЕР — внутреннее пространство здания или помещения в здании; в художественном произведении — изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют герой и персонажи.
ИНТОНАЦИЯ — основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику. Интонация обогащает конкретный смысл любого высказывания, выражает его целеустановку и эмоциональную природу.
ИРОНИЯ (1) — особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, для которой характерны скрытое отрицание или насмешка, замаскированные внешней серьезностью.
ИРОНИЯ (2) — один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный признак — двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Пример: «Отколе, УМНАЯ, бредешь ты, голова?»- спрашивают осла. (И. Крылов)
КАЛАМБУР — игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний. Каламбур ча¬сто переосмысляет устоявшиеся фразеологизмы.
Пример: «Я приехал в Москву, плачУ и плАчу». (П. Вяземский. Письмо к жене)
КЛАССИЦИЗМ — художественное направление в искусстве и литературе XVII — начала XIX вв., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах.
КЛАУЗУЛА — окончание стиха после последнего ударения; часто сопровождается рифмой. Как и рифма, бывает мужской, женской, дактилической и гипердактилической.
КОМПОЗИЦИЯ — построение художественного произведения, система средств раскрытия и организации образов, их связей и отношений.
КОНФЛИКТ — противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характеров. Непосредственно раскрывается в сюжете и композиции; составляет ядро темы; способ разрешения конфликта — определяющий фактор произведения.
КУБОФУТУРИЗМ — литературное течение в рамках футуризма. Приставка «кубо» идет от пропагандировавшегося кубофутуристами в живописи кубизма. Основ¬ные представители: Д. Бурлюк, В. Каменский, А. Крученых, Е. Гуро, Б. Лившиц, ранний Маяковский; примыкал к ним и В. Хлебников.
ЛИРИЗМ — эстетическая категория, отражающая особый способ художественного мышления, в котором преобладает сокровенное, личное переживание.
ЛИРИКА — один из трех родов литературно-художественных произведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, дей¬ствующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта; речевая форма лири¬ки — внутренний монолог, преимущественно в стихах.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Образ лирического героя обычно не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создается целостное представление о творчестве поэта.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — понятие, обозначающее единство наиболее существенных творческих особенностей художников слова в пределах определенного исторического периода; это единство возникает и развивается обычно на основе общности художественного метода, мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА — литературное направление, объединяющее художников, связанных, помимо сходства эстетических идей, и биографически. Обычно участники той или иной литературной школы выступают на страницах одного периодического издания, совместно выступают перед публикой и т. д. Иногда литературная школа имеет своего учителя — «мэтра». Таковы В. Брюсов в символизме или Н. Гумилев в акмеизме.
ЛОГАЭДЫ — стихи, в которых ударения располагаются внутри стиха о неравными слоговыми промежутками, и это расположение точно повторяется из стиха в стих. Употребляются преимущественно в целях имитации античных размеров. Пример:
Будем жить и любить, моя подруга,
Болтовню стариков ожесточенных
Будем в ломаный грош с тобою ставить…
(А. Пиотровский, пер. из Катулла)
МЕТАФОРА — вид тропа, СОСТОЯЩИЙ В перенесении свойств одного предмета (явления) на другой на основа¬нии признака, общего для обоих сопоставленных чле¬нов; установление связи по сходству. Пример:
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(С. Есенин)
МЕТОНИМИЯ — вид тропа, состоящий в перенесении свойств предмета на сам предмет, при помощи которого эти свойства обнаруживаются, иносказательное обозначение предмета речи; установление связи по смежности. Пример:
…И помнить узкие ботинки, Влюбляясь в хладные меха… (А. Блок)
МЕТР — упорядоченное чередование в стихе сильных мест и слабых мест (ударные слоги могут занимать только сильные места). Метр — основа стихотворных размеров тонического (прежде всего силлабо-тонического) сти¬хосложения.
МИФ — повествование о деяниях богов, героев, демонов, духов и проч. Цель мифа — объяснить человеку его место в мире, его связь с высшими силами, показать священный характер мироздания. Главное свойство мифа — вера в его истинность. Этим миф отличается от сказки, легенды и т. д. Мифология жива и в наши дни.
МИФОЛОГИЯ — совокупность мифов данной культурной традиции (греческая мифология, советская мифология и т. д.).
МОНОЛОГ — в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но в отличие от диалога не зависящая от их реплик.
МОТИВ — простейшая единица сюжетного развития (динамическая, двигающая фабулу, или статическая, описательная). Любой сюжет — переплетение тесно свя¬занных мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и тем самым обладать раз¬личными смыслами.
НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — см. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
НЕОЛОГИЗМЫ — слова или обороты речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия; индивидуально-стилистические неологизмы (окказионализмы) создаются автором данного литературного произведения и обычно не получают широкого распространения, не входят в состав общенародного языка.
НЕСКЛАДУХА — жанр фольклора, пародирующий его «высокие» жанры, обычно былину. В настоящее время популярна в детском фольклоре. Пример:
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху вам спою:
«Сидит заяц на березе,
Курит валяный сапог».
НЕСТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ — стих с непредсказуемым порядком рифмующихся между собой строчек.
ОДА — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение.
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ — индивидуально-стилистические неологизмы (см. НЕОЛОГИЗМЫ). Примеры: леева, молоткастый (В. Маяковский); золотописьмо (В. Хлебников); надвьюжный (А. Блок).
ОКСЮМОРОН — стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов. Пример:
Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив!
(С. Есенин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, вид метафоры. Пример:
О чем поешь ты, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев)
ОМОНИМЫ — слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но разные по значению.
Пример: брак (супружество) — брак (испорченная продукция).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ — однородное синтаксическое построение двух (и более) предложений или других фрагментов текста. Пример:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут… (А. Пушкин)
ПАРОНИМИЯ — установление в поэтическом тексте окказиональных смысловых связей между паронимами — словами, похожими по звучанию, но не связанными в системе языка. Пример:
Леса — лысы.
Леса обезлосели, леса обезлисели. (В. Хлебников)
ПАРОДИЯ — произведение, подражающее другому произведению с целью его осмеяния.
ПАСТОРАЛЬ — жанровая разновидность литературы, рисующая идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.
ПАУЗА — перерыв в течении речи.
ПАФОС — идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества писателя; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единое дыхание, — то, что можно назвать душой произведения. Пафос — ключ к идее произведения.
ПЕЙЗАЖ — изображение картин природы в художественном произведении. Функции пейзажа определяются методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем автора.
ПЕРЕНОС (в стихе) — несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку (строфу) и занимает часть следующей строки (строфы). Пример:
Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна…
(А. Пушкин)
ПЕРИФРАЗ — вид тропа, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты. (Лев – царь зверей)
Пример: «певец Гяура и Жуана» (вместо «Байрон») (А. Пушкин)
ПЕСНЯ — небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения или имитирующее особенности вокального исполнения.
ПИРРИХИЙ — стопа ямба или хорея с пропущенным ударением.
Примеры: /
а) На берегу пустынных волн… ( )
б) Три девицы под окном… ( )
ПЛАЧ (= ПРИЧИТАНИЕ) — обрядовое произведение фольклора, вокальная импровизация, приуроченная к похоронам, свадьбе, проводам в армию.
ПОВТОР — повторение композиционных элементов, слов, словосочетаний и других фрагментов текста в художественном произведении, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте.
ПОДТЕКСТ — скрытый, отличный от прямого смысл высказывания, который восстанавливается на основе контекста с учетом внетекстовой ситуации. ПОРТРЕТ — изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
ПОСЛАНИЕ — лирическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу или группе лиц.
ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ — словоопределение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом — определяемым. Часто встречается в фольклорных произведениях. Примеры: отчаянная головушка, поле чистое, добрый молодец.
ПОЭТИКА — система художественных средств, характерных для писателя, направления, нации, эпохи или отдельного произведения.
ПРОЗАИЗМЫ — слова, включенные в поэтический текст, которые относятся к другому, сниженному срав¬нительно с данным стилю речи. Пример:
Он подал руку ей. Печально,
Как говорится, машинально… (А. Пушкин)
РЕАЛИЗМ — художественный метод, наделенный следующими ведущими признаками: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и общества.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — черты образного строя данного произведения, наводящие на воспоминание о другом художественном произведении.
Пример: Гамлет в поэзии XX в. (у М. Цветаевой, Б. Пастернака).
РЕФРЕН — повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка (несколько строк).
РИТМ — повторяемость тех или иных сходных явлений через определенные, соизмеримые промежутки времени. Ритм является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на соизмеримые отрезки (строки), определяет систему стихосложения — силлабическую или тоническую (силлабо-тоническую). Особым ритмом обладает и проза.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — фигура речи, заключающаяся в вопросе, на который не ожидается ответа (ответ заранее известен автору). Пример:
Кто при звездах и при луне
Так поздно едет на коне?
(А. Пушкин)
РИФМА — созвучие окончаний стихов (клаузул) или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
БЕДНАЯ РИФМА — тип рифмы, где предударные согласные не совпадают. Пример: мНого — треВога.
БОГАТАЯ РИФМА — тип рифмы с совпадающими предударными согласными: остРожник — подоРожник.
ТОЧНАЯ РИФМА — тип рифмы, где совпадают все звуки, стоящие после конечного ударения.
Примеры: острожник — подорожник, заводчики — молодчики.
НЕТОЧНАЯ РИФМА — рифма с несовпадением одного или нескольких согласных в клаузуле.
Примеры: хороший — пороша, подорожник — нарочно, балаганчик — мальчик.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА — рифма, где не совпадают послеударные гласные.
Пример: холодной — бесплодный.
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА — рифмовка слов, стоящих в середине стиха.
Пример: Тот, чей голос — звон свирЕЛИ, нить свивая из кудЕЛИ.
МУЖСКАЯ РИФМА — рифма с ударением на после¬днем слоге.
Примеры: огонь — ладонь, добра — ребра.
ЖЕНСКАЯ РИФМА — рифма с ударением на предпоследнем слоге.
Примеры: Наука – скука, рукою – порою.
СОСТАВНАЯ РИФМА — рифма, охватывающая более одного слова в одной из зарифмованных строк. Пример: спишь ли — вышли.
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА — тип рифмы с ударением на третьем от конца слова слоге.
Пример: достОйная — покОйная.
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА — тип рифмы с ударением на четвертом от конца слова слоге.
Пример: опАловая — прикАлывая.
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМА — тип рифмовки по принципу abba.
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА — тип рифмовки по принципу abab.
СМЕЖНАЯ, ПАРНАЯ РИФМА – тип рифмовки аа bb
РОМАНС — небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом. От песни отличается большей «утонченностью» эмоций, серьезностью содержания.
РОМАНТИЗМ — художественный метод, сложившийся в начале XIX в. в Германии. Для романтизма характерны особый интерес к личности, тип ее отношения к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального (так называемое «двоемирие»). Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точнос¬тью передачи действительных фактов, что придает художественному произведению повышенную эмоциональность.
РОМАНТИКА — особенность литературного произведения, в котором отражены возвышенные или героические грани жизни, обычно в эпоху социальных потрясений. Не путать с романтизмом!
САТИРА — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем смехе над общественно вредными, порочными явлениями.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в., которое провозглашало культ естественного чувства и природы, с элементами патриархальной идеализации. В русской поэзии представлен именами Н. Карамзина, И. Дмитриева, частично В. Жуковского и К. Батюшкова. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, в которой длина стиха определяется количеством слогов; стихи называются 6-, 7-, 8-, 9-сложными и т. д. В строках может быть разное количество слогов; тогда перед нами — «расшатанная» («ослабленная») силлабика. В русской поэзии развивалась на протяжении XVII—XVIII вв.; в последнее время возрождается в творчестве И. Бродского в «расшатанном»
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах метра располагаются, как правило, ударные, на слабых — безударные слоги; В русской поэзии утвердилась в XVIII в. в творческой практике В. Тредиаковского и М. Ломоносова.
СИМВОЛ— образ, максимально обобщенно и экспрес¬сивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления. Смысл символа мно¬гозначен и неотделим от его образной структуры. Пример: образ фонтана как воплощение идеи о бес¬силии человеческой мысли приблизиться к полному пониманию Божественного начала — в стихотворении Ф. Тютчева.
СИМВОЛИЗМ — направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х гг., основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.
СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части (мень¬шего) вместо целого (большего) или наоборот. Пример: И гордый внук славян, и финн… (А. Пушкин)
СИНОНИМЫ — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимичными могут быть также синтаксические и грамматические конструкции, а в широком смысле — целые фрагменты текста. Важнейшее средство выражения и формирования оттенков художественной мысли.
Примеры: растратить — растранжирить, горячий — жгучий — знойный. СИСТЕМА ОБРАЗОВ — множество, художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в реализации темы и идеи произведения.
СПОНДЕЙ,— стопа ямба или хорея с «лишним» сверхсхемным — стоящим на слабом месте — ударением. Примеры:
а) Бой барабанный, крики, скрежет…( )
б) Днем свет божий затмевает… ( )
СРАВНЕНИЕ — сопоставление в тексте двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
Пример: Ее уста как роза, рдеют.(А. Пушкин)
СТИЛЬ — единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приемов, обусловленное единством идейного содержаний. Особенности литературного стиля ярко проявляются в языке (отбор лексики, методы организации речи и т. д.).
СТИХ — художественная речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые; каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку и называется в свою очередь стихом (у Маяковского стих часто не совпадавши со строкой)
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — способ организации стиха. Определяется числом слогов (силлабическое стихосложение), ударений (тоническое стихосложение), а также метром и числом стоп (силлабо-тоническое стихосложение).
СТОПА — группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных и повторяющаяся в стихе.
СТРОФА — группа стихов (стихотворных строк), объединенных каким-либо периодически повторяющимся формальным признаком, например, общей системой рифмовки, устойчивым чередованием стихотворных раз¬меров и т. д. На письме строфы обычно разделяются увеличенными интервалами.
СЮЖЕТ — ход повествования о событиях (в лирике — о чувствах) в художественном произведении, способ развертывания темы и идеи.
ТАВТОЛОГИЯ — повторение тождественных по смыслу слов, удвоение понятия; тавтологической бывает и рифма, если слово рифмуется само с собой (не путать с риф¬мой омонимической, где рифмуются омонимы, в основном для создания каламбура).
ТАКТОВИК — вид тонического стихосложения; стих, в котором объем безударных промежутков колеблется в пределах 1—3 (реже 0—2) слогов.
Пример: «Песни западных славян» А. Пушкина» (В церкви божией гремят барабаны)
ТЕМА — объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скрепленных воедино авторским замыслом.
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, в которой длина стиха определяется количеством ударных слогов (примыкающие безударные слоги в счет не идут). Основные формы — дольник, тактовик, акцентный стих. В русской поэзии полноправно развиваться начинает с начала XX в.
ТРОПЫ — обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, пред¬ставляющихся нашему сознанию близкими.
ФИГУРЫ РЕЧИ — обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности высказывания.
ФОЛЬКЛОР — устное народное творчество, поэтические произведения, создаваемые народом, бытующие в широких массах и в той или иной степени определяю¬щие модели поведения большого круга людей.
ФУТУРИЗМ — направление в европейском и русском а искусстве 10—20-х гг. XX в. Стремясь создать искусство будущего, футуристы отрицали традиционную 1 культуру, культивировали эстетику большого города и машинной индустрии (русские футуристы — в меньшей мере), опирались на переплетение документального материала и фантастики; в поэзии как крайняя мера провозглашалось разрушение естественного языка — «заумь» («Дыр бул щыл» — стихотворение А. Крученых).
ХОРЕЙ — двусложный стихотворный размер, в котором ударение (сильное место) приходится на первый слог стопы. Пример:
Выхожу одни я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
(М. Лермонтов)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ — одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внеш¬ности одежды, обстановки, переживания или поступка.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА — внутренняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью изобразительно-выразительных средств для выражения художественного содержания.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ — то, что сказано в художественном произведении; действительность, идейно-эстетически осмысленная художником и отраженная им в произведении.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД — совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные направления.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.
ЦЕЗУРА — обязательный словораздел в стихе, разделяющий его на два равных или неравных полустишия. Пример:
Унылая пора,//очей очарованье, Приятна мне твоя//прощальная краса
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ (= СЛАВЯНИЗМЫ) — слова или обороты, заимствованные русским языком из церковнославянского — сакрального языка православной Церкви. Используются для придания речи торжественности, приподнятости, а также для создания колорита эпохи, характеристики речи соответствующих героев. Иногда применяются в ироническом плане.
Пример:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(А. Пушкин)
ЭГОФУТУРИЗМ — литературное течение в рамках русского футуризма; представленное творчеством И. Северянина и его немногочисленных подражателей.
ЭЛЕГИЯ — лирический жанр, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому.
ЭЛЛИПСИС — пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Используется для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности. Пример:
Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
(В. Жуковский)
ЭПИГРАФ — цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица.
ЭПИТЕТ — образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой,
Примеры: парус одинокий; веселый ветер; мороз-воевода.
ЭПИФОРА — фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Пример:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)
ЭПОС — один из трех родов художественной литературы, повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору.
ЯМБ — двусложный стихотворный размер, в котором ударение (сильное место) выпадает на второй слог стопы. Пример:
Играй, Адель,
Не знай печали,
Хариты, Лель
Тебя венчали… (А. Пушкин)