"Слово о полку Игореве". Идейно-художественное своеобразие

14.09.2014

Скачать файл

Идейное звучание и жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве»

Фольклорные мотивы

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник литературы Древней Руси. Разыскал это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин.

В «Слове…» рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава против половцев в 1185 года. Феодальная раздробленность Руси 12 века, отсутствие политического единства, вражда князей и, как следствие, слабая оборона страны, давали возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные княжества. Князь Игорь собирает войско и идет походом на половцев, который заканчивается поражением.

Автор рисует образ Игоря воплощением княжеских доблестей. В походе он действует с исключительной отвагой, исполнен «ратного духа», воинской чести, желания «испить шеломом Дону Великого». Это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Но тщеславие, отсутствие ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы всех князей против врага, стремление к личной славе привели Игоря к поражению.

В «Слове…» автор стремится не просто последовательно изложить события похода, но прежде всего осмыслить их, понять, почему в двухвековой борьбе с «погаными» раньше всегда побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Автор убеждает в необходимости воскрешения старых идеалов «братолюбия», как было во времена «старого Владимира». Он стремится передать свою тревогу за судьбы родной земли всем русским князьям. Идея выражена и в золотом слове Святослава, мудрого, храброго киевского князя. Он осуждает поход Игоря и Всеволода и жалеет их. Он печалится о том, что нет единства у князей и нет власти сильного: "Вот у Ремово кричат саблями половецкими, а Владимир под ранами. Горе и тоску сыну Глебову!" Голос автора сливается с речью Святослава. Автор обращается к князьям, напоминая о долге перед Родиной и призывая к защите Отечества, к прекращению княжеских усобиц перед лицом общей опасности вражеского нашествия.

Призыв к единению автор «Слова…» воплотил и в образе Русской земли. Это центральный образ произведения. Перед читателем предстает величественный образ Руси. Он объемлет собой и родную природу – поля, леса, родные просторы,  русских людей, и созданные их неустанным трудом села и города. Автор одушевляет русскую землю, природу. Это живое, мыслящее существо, которое предупреждает об опасности, помогает в беде, страдает и радуется со всеми действующими лицами "Слова…". Картины природы то мрачной, опечаленной ("Поникла трава от жалости, а древо печалью к земле преклонилось"), то радостной, ликующей ("Солнце светит на небе — Игорь-князь в русской земле"), проникнуты любовью автора к родине. Автор воспринимал Родину как единой целое. Он описывает события русской жизни за предшествующие полтора столетия, от «первых времен» до «сего времени», сравнивая прошлое с настоящим. Междоусобица, конфликты, братоубийственные распри – это обнажение порока, от которого страдает вся Русская земля. Автор гордится своей землей, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ. Автор говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется боль за родину, горячая любовь автора к ней.

Жанр слова – очень своеобразный. Слово всегда произносилось «по поводу» и «на случай». Поводом могло послужить важное историческое событие. В «Слове» повод – более чем подходящий: ослабление русского государства из-за феодальной раздробленности и неудачный поход одного из князей на половцев.

Произведение в жанре слова призвано было взволновать слушателей и читателей, и это предопределяло его эмоциональную структуру. Хотя по форме слово – монолог, по сути же оно всегда диалогично, то есть обращено к читателю. Слово отличается дидактической (воспитательной) направленностью. И на самом деле, идея «Слова…» — призыв князей к единению под сильной княжеской властью.

С первой же строки Автор обращается к современникам, братьям, веря, что современники так же, как он, с волнением и болью переживают трагический поход князя Игоря.

Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силой своею и поострил сердце своё мужеством…

Благодаря обращению «Слово» сразу же звучит как доверительный рассказ, как разговор Автора с читателем.

Жанр Слова предполагает не столько хронологическое изложение событий, сколько их осмысление. Поэтому в повествование введены размышления автора о судьбе Русской земли, эмоциональная оценка событий. Автор переживает, эмоционально описывает события. В текст введены плачи, прославления, повторы, риторические восклицания, очень много эпитетов, иносказаний. В этом автор следует фольклорным традициям.

Плачи проходят через всю поэму. Когда князь Игорь терпит поражение, плачет природа (“Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось”), плачет родная земля.

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле.

Плачут русские жёны: “Уж нам своих милых лад ни мыслью не осмыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать…” А на самом Дунае слышится плач жены Игоря — княгини Ефросинии Ярославны, обращённый и к ветру, и к Днепру Словутичу, и к светлому солнцу. Исполненный боли за Игоря и его воинов плач переходит в мольбу: Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала к нему слёз на море рано.

И услышала природа Ярославну, и помогла князю Игорю бежать из плена, и Бог ему путь указывал.

Прославления: Автор завершает поэму прославлением.

Слава Игорю Святославичу буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу!

Здравы будьте, князья и дружины, борясь за христиан против нашествий поганых! Князьям слава и дружине! Аминь.

Повторы, в которых мы ощущаем не только эмоциональную силу, но и органическую связь как с другими изобразительными средствами «Слова», так и с его основной направленностью.

“О Русская земля! Уже ты за холмом!” звучит впервые, когда несчастья лишь подстерегают Игоря, но он всё равно “к Дону воинов ведёт”. И мы чувствуем одновременно надежду князя и тревогу Автора. Снова звучит: “О Русская земля! Уже ты за холмом!”, когда позади победа в первом бою, а впереди — страшная битва и поражение. И здесь слова эти словно горький упрёк князю Игорю: да, граница близко, и сражались вы мужественно, но ничего ты не смог сделать в одиночку, а “чёрная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита”.

Лейтмотив «Слова» — “За землю Русскую”. В начале поэмы Автор сообщает, что Игорь “навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую”, продолжая “золотое слово” Святослава, призывает русских князей вступить “в золотые стремена… за обиду сего времени, за землю Русскую”.

Яркость и образность языка — одно из тех достоинств «Слова». В поэме много традиционно фольклорных постоянных эпитетов: синее море, борзые кони, сизый орёл, чёрный ворон, красная девица; сравнений и метафор, близкими к фольклору: “А Игорь-князь поскакал горностаем”, “На Немиге снопы стелют головами, молотят цепями булатными”, “кричат телеги в полуночи”, “заря свет уронила” и т.п. Поэтической образностью проникнуты картины земледельческого труда. Вид жестокого побоища вызывает у автора ассоциации с посевом, жатвой, молотьбой, что также характерно для устного народного творчества.

Иносказание как фольклорный прием создания картины жизни очень часто используется в легендах, мифах сказках. В данном произведении иносказание также является одним из средств создания образности. Во вступлении к «Слову…» мы встречаемся с очень интересным выражением: “Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей…” Звучит оно иносказательно. “Чёрные тучи идут, хотят прикрыть четыре солнца”. Иносказателен и сон князя Святослава “в Киеве на горах”: его одевали чёрным покрывалом, черпали ему синее вино, сыпали “из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь”, а вороны понеслись к синему морю.

Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с княжеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов закончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев.   Наделены   символическими   смыслами   и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.

В «Слове…» много крылатых выражений. Они разнообразны и по средствам выражения авторской мысли, и по эмоциональной окраске.

Лучше убитыми быть, чем пленёнными быть.

И застонал… Киев от горя а Чернигов от напастей.

Тяжко голове без плеч, беда телу без головы.

Кони ржут за Сулой, звенит слава в Киеве.

Итак, «Слово о полку Игореве» — интереснейшее древнерусское произведение, до сих пор вызывающее научный интерес у историков, литераторов, лингвистов. Автор «Слова» — не известен. По этому поводу существует несколько предположений: сам Игорь, Святослав, Воевода, дружинник, летописец и т.д. Гипотеза ученого Б.А. Рыбакова – дипломат и писатель, киевский тысяцкий Петр Бориславович, автор известной летописи «Мстиславово племя». Но кем бы не был автор, несомненно, ясно одно: такое значительное, совершенное в художественном отношении произведение мог написать широко образованный по тем временам человек, патриот своей земли и конечно же, литературно-одаренная личность.

 

Каким я представляю автора «Слова о полку Игореве»?

I. История открытия древнерусского памятника. (Историческая основа произведения. Проблема авторства «Слова…»)

II. Образ автора «Слова о полку Игореве».

1.      Патриот земли русской:

а) печаль русской земли; (или – тревога автора за русскую землю)

(Патриотический пафос произведения заключается в том, что главный герой его – Русская земля; храбрые дружины, русские полки, русичи, которых ждут русские жены.)

б) призыв князей к объединению (или – гнев и печаль автора в «золотом» слове Святослава)

2.      Автор слова – историк, политик, широко образованный человек.

(События похода представлены в широком историческом контексте: дана история смут, княжеских раздоров. Поражение трактуется как следствие этого. Автор дипломатичен: с одной стороны, в произведении звучит похвала Игорю и Всеволоду, а с другой – упрек князьям, но критика и упреки спрятаны в иносказания, намеки.)

3.      Автор – тонкий психолог. (Раскрытие внутреннего мира героев.)

4.      Литературная одаренность автора (композиц. мастерство, лиризм, яркая образность, новаторство произв.).

III. Кем же был автор «Слова…»?

(Сам Игорь? Святослав? Воевода? Дружинник? Летописец?  Гипотеза ученого  Б.А. Рыбакова – дипломат и писатель, киевский тысяцкий Петр Бориславович, автор известной летописи     «Мстиславово племя»)

Русская земля. Русская природа в «Слове о полку Игореве»

I.                    Историческая основа «Слова…». Цель похода князя Игоря и предзнаменование природы.

II.                 Образ  русской земли.

1. Страдающая от княжеских раздоров великая Русь.

2.      Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.

3.      Поражение Игорева войска и переживания природы.

4.      Обращение к силам природы в плаче Ярославны.

5.      Помощь природы при побеге Игоря из плена.

6.      Роль рефрена «О русская земля! Уж ты за холмом…»

III.               Идея единства, сочувствия и любви к родной земле. (Патриотизм автора «Слова…»)

РУССАЯ ЗЕМЛЯ.  Величественный образ Руси. Он объемлет собой и родную природу – поля, леса, родные просторы,  русских людей, и созданные их неустанным трудом села и города. Автор одушевляет русскую землю, природу. Это живое, мыслящее существо, которое предупреждает об опасности, помогает в беде, страдает и радуется со всеми действующими лицами "Слова…". Картины природы то мрачной, опечаленной ("Поникла трава от жалости, а древо печалью к земле преклонилось"), то радостной, ликующей ("Солнце светит на небе — Игорь-князь в русской земле"), проникнуты любовью автора к родине.

Основные образы "Слова о полку Игореве"

ИГОРЬ НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ. Смелый, неустрашимый военачальник (бежит из плена, храбро ведет себя в битве, проявляя выдержку и упорство: лишь на третий день к полудню под напором многочисленных вражеских полчищ  "падоша стяги Игоревы"). Игорь — благородный человек, он идет на помощь милому брату Всеволоду и, выручая его, сам попадает в плен, хотя плен для него оскорбителен: "Лучше убитым быть, чем плененным быть". Со своими дружинниками он связан крепкой дружбой, имеет авторитет среди них. Игорь любим и дорог народу, бесстрашный Игорь нужен Отечеству: "Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и Русской земле без Игоря."). Игорь тщеславен: "Страсть князю ум охватила…". Поход был вызван не только стремлением защитить Русскую землю, но и жаждой личной славы. Развитие образа: Игорь осознает свою ошибку. Прозрение князя оплачено страшной ценой, погубил дружину, сам попал в плен и бежит оттуда, словно бы откликаясь на зов родной земли. Он спешит в Киев, к великому князю Святославу, он идет в храм Богородицы Пирогощей — защитницы пленных, уведенных в рабство.

Киевский князь СВЯТОСЛАВ. Грозный, храбрый (победил Кобяка), мудрый. Осуждает поход Игоря и Всеволода и жалеет их. Он печалится о том, что нет единства у князей и нет власти сильного: "Вот у Ремово кричат саблями половецкими, а Владимир под ранами. Горе и тоску сыну Глебову!" Образ создается различными приемами: описанием сна, введения речи — золотого слова Святослава, показом отношения других персонажей к герою. Образ Святослава связан в произведении с идеей централизованной княжеской власти, которая объединила бы все русские силы в борьбе с врагом.

ВСЕВОЛОД.  Отважный воин, изображен богатырем: "Куда, тур поскачешь…там лежат головы половецкие."  В пылу битвы забывает обо всем: о почестях, богатстве, о жене-красавице, не дорожит он и своей жизнью.

ЯРОСЛАВНА.  Обаятельная, нежная, верная. Жена Игоря способна думать не только о своем личном горе. Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах — стойких защитниках родины. Переживания Ярославны раскрываются в монологе-плаче. Здесь и заклинание стихийных сил природы, и мольба о помощи, и тоска о милом сердцу человеке. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушались ужасами войны.

РУССКАЯ ДРУЖИНА.  "Войско удалое". Храбрая смелая поддерживает своего князя. Непоколебимая верность родине. Устами князя Всеволода автор дает яркую характеристику русского воинства: "А мои-то куряне — опытные воины: под трубами повиты, под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки, себе ища чести, а князю славы". Храбрая русская дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился ожесточенный бой, когда "кровавого вина не достало" (то есть некому стало проливать кровь). Автор укоряет Игоря за то, что он погубил богатство и оставил "русское золото" на дне Каялы, реки половецкой.

Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник литературы Древней Руси. Разыскал это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин.

В «Слове…» рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава против половцев в 1185 года. Князь Игорь собирает войско и идет походом на половцев, который заканчивается поражением.

Автор рисует образ Игоря Новгород-Северского воплощением княжеских доблестей. В походе он действует с исключительной отвагой, исполнен «ратного духа», воинской чести, желания «испить шеломом Дону Великого». Это мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Автор рисует князя. Смелый, неустрашимый военачальник (бежит из плена, храбро ведет себя в битве, проявляя выдержку и упорство: лишь на третий день к полудню под напором многочисленных вражеских полчищ  "падоша стяги Игоревы"). Игорь — благородный человек, он идет на помощь милому брату Всеволоду и, выручая его, сам попадает в плен, хотя плен для него оскорбителен.

Но автор не только восхищается Игорем. Он осуждает его за необдуманный поход. Автор говорит о тщеславии Игоря: "Страсть князю ум охватила…". Поход был вызван не только стремлением защитить Русскую землю, но и жаждой личной славы. И это тщеславие, отсутствие ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы всех князей против врага, стремление к личной славе привели Игоря к поражению.

Автор осуждает поход Игоря и Всеволода и жалеет их. Он печалится о том, что нет единства у князей и нет власти сильного. «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы — так и русской земле без Игоря».

Но Игорь осознает свою ошибку. Прозрение князя оплачено страшной ценой, погубил дружину, сам попал в плен и бежит оттуда, словно бы откликаясь на зов родной земли. Он спешит в Киев, к великому князю Святославу, он идет в храм Богородицы Пирогощей — защитницы пленных, уведенных в рабство.Радуется автор возвращению Игоря: "Солнце светит на небе — Игорь-князь в русской земле. 

Итак, на протяжении произведения меняется отношение автора к Игорю. Мы наблюдаем развитие образа: от храброго, но тщеславного военачальника, до человека, глубоко чувствующего ответственность перед Родиной и осознающего свои ошибки. Автор «Слова» — не известен. По этому поводу существует несколько предположений: сам Игорь, Святослав, Воевода, дружинник, летописец и т.д. Гипотеза ученого Б.А. Рыбакова – дипломат и писатель, киевский тысяцкий Петр Бориславович, автор известной летописи «Мстиславово племя». Но кем бы не был автор, несомненно, ясно одно: такое значительное, совершенное в художественном отношении произведение мог написать широко образованный по тем временам человек, патриот своей земли и, конечно же, литературно-одаренная личность.