Сочинения о войне

19.11.2014

Скачать файл

Тематический блок № 2 Вопросы, заданные человечеству войной

Сочинение № 1

В истории человечества, вероятно, трудно найти тот временной период, когда всюду на земле было мирное время. «Mирy мир» — этот лозунг, когда-то ставший настолько привычным, что содержание его было стёрто шаблонным изречением, неожиданно превратившимся главную мечту каждого из нас. Но постоянно разгораются где-то на планете очаги войны. И вот теперь неспокойно совсем недалеко от границы нашей Родины, и мысли о войне за последние полгода стали злободневными для каждого россиянина. В XXI веке война не должна оставаться путём разрешения конфликтов как в отдельно взятой стране, так и между странами. «Возлюби ближнего своего как самого себя» — гласит библейская заповедь. Но и двух тысяч лет оказалось людям мало для того, чтобы услышать завет Бога и жить любя, созидая, а не разрушая.

Как хотел быть услышанным и понятым в своих суждениях один из героев рас­сказа JIеонида Андреева «Красный смех»: «… к самому факту войны я не могу привы­кнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны — что же это такое, ведь это сумасшествие?» Но на его горячий моно­лог очень неохотно откликается старший брат, недавно вернувшийся с войны, с наслаждением принимающий тёплую ванну: «Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. Моя радость была так велика, наслаж­дение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою».

Писатель показывает, что, вернувшись с войны и оставшись калекой, человек хочет быстрее окунуться в мирную жизнь, наслаждаться самыми обыкновенными вещами, оценив их по-новому после суровых пережитых военных испытаний. Леонид Андреев доносит до нас мысль о том, что смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, отрицании войны как ужаса и безумия, разрушающего саму жизнь.

Но когда враг попирает родную землю, исповедуя непримиримую вражду, даже пацифисты отстаивают интересы страны с оружием в руках, потому что искренне любят своё отечество. И в военное время каждый встаёт перед выбором: не пожа­леть живота своего, защищая семью, страну или думать о своём спасении, но пони­мая, что личная судьба неразрывно связана с судьбой родной земли.

Тема нравственного выбора в годы войны не раз поднималась Василем Быковым в своих произведениях. В повести «Сотников» автор показывает, на что способен настоящий человек «перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств». Обычный труженик войны, рядовой Сотников остаётся до конца человеком в самой бесчеловечной ситуации. Он не боится казни, оказавшись в плену: «Не дождётесь, не выдам». Идя мужественно па смерть, он думал лишь о том, чтобы что-то сделать для других. Тогда как его бывший товарищ по партизанской войне Рыбак «был неплохим партизаном, наверно, считался опытным старшиной в армии, но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то». Он совершает предательство, решая, что лучше «выжить любым путём», чем умереть.

«Слушай, я вроде их обхитрю, — говорит он Рыбаку, когда они попадают в плен. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию».

На что Сотников очень проницательно замечает: «Чудак! С кем ты вздумал тягаться?», «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрёт тебя в порошок!»

Пойдя на компромисс с собственной совестью и сначала лишь формально дав согласие сотрудничать с немцами, Рыбак всё дальше неудержимо катится вниз. Вот он уже участвует в казни Сотникова по приказу полицаев, получив их одобрение, и вот уже решено сделать его полицаем.

«Ещё вчера он мечтал об этом как о спасении. Сегодня же осуществление этой мечты оборачивалось для него катастрофой». Теперь он мечтает о самоубийстве, которое ему не удается совершить. Такова цена предательства: жизнь без радости, с опустошённой душой, внутренним беспощадным презрением к себе.

Надо помнить об этом, чтобы выдержать достойно испытания, посланные судьбой.

Война предъявляет жёсткие требования к человеку, это всегда экзамен на духов­ную зрелость, на нравственную состоятельность.

Тематический блок № 2  Вопросы, заданные человечеству войной

Сочинение № 2

Неисчислимые военные тяготы выпали на долю нашей страны: Первая мировая война, Гражданская, Отечественная война и не только… И каждая война рождала своих героев. И в литературе создано много произведений, повествующих о войне, о подвиге, о высоком нравственном выборе почти каждого участника сражений перед лицом смерти.

Не могут никого оставить равнодушными строчки стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Стихотворение написано в форме монолога бойца, убитого подо Ржевом летом 1942 года:

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налёте.

За образом бойца, за его личной судьбой — образ целого поколения, которое стоя­ло до конца, сражаясь за свободу нашей Родины.

Стихотворение звучит как завещание потомкам от тех, кто мужественно сражал­ся и погиб ради свободы пашей страны:

Я вам жизнь завещаю, —

Что л больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Лирический герой этого стихотворения — бесстрашный и мужественный человек, предстаёт перед нами духовным исполином, самоотверженно любящим свою роди­ну, переживающим после гибели о судьбе своей страны, мечтающим найти преемников своей высокой гражданской позиции в будущем поколении.

Таким же исполином человеческого духа был и Андрей Соколов — герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Уже в названии автор подчёркивает типичность судьбы обычного человека (до войны был слесарем, потом шофером, был удачно женат, имел троих детей), на войне способного мужественно, самоотверженно выдержать все испытания, посланные судьбой.

Оказавшись в плену из-за контузии, он помогает другим бойцам: не позволяет предать командира Крыжнёву, спасает взводного.

Мужественно ведёт себя в минуту смертельной опасности перед Мюллером, заставив себя уважать далее коменданта концлагеря; Андрея Соколова вызвали к нему «по доносу какого-то подлеца». «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников».

Получив от Мюллера буханку хлеба и кусок сала, Соколов делится со своими товарищами по бараку. «Как будем харчи делить?» — спрашивает мой сосед по парам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», — говорю ему… Досталось каждо­му хлеба по кусочку со спичечную коробку… только губы помазать».

Убежав из плена, Андрей Соколов ещё и привозит с собой важного языка, — немецкого майора с портфелем документов. «Ну, — думаю, — ждать больше нечего, пришёл мой час! И надо не одному мне бежать, а прихватить с собою и моего толстяка, он нашим сгодится!» За это он получает благодарность от полковника: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привёз от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати “языков"».

Освободившись, Андрей узнает о гибели жены и дочерей: «…ещё в июне сорок второго года немцы, бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…» Он мечтает о встрече с сыном, но в День Победы Толика убивает снайпер.

Не сломили до конца Андрея Соколова эти страшные события и не ожесточили: после войны герой усыновляет сироту — мальчика Ванюшку, и у него снова появля­ется смысл в жизни: «… я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-mo светло».

В конце рассказа слова повествователя, безусловно, выражают авторскую пози­цию: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовет его Родина». Тем самым писатель подчеркивает преемственность поколений на Руси, передачу верности идеалам добра и правды, стойкости перед смертельной опасностью и удивительную самоотверженность русского человека.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *