Рекомендации к сочинению по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

24.05.2014

Скачать файл

Рекомендации к сочинению

1. Почему Раскольников совершает преступление? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

I. Замысел романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».) Проблематика. (См. тетрадь)

II. Преступление Раскольникова. Мотивы убийства:

1. Социальные причины:

а) нищета, бедственное положение героя;

б) желание спасти семью от нищеты и Лужина;

в) сострадание к бедным и униженным людям.

2. Идейные мотивы. Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести».

3. Наказание Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку».

 III. Авторская позиция. Нравственные уроки романа.

2. В чём состояло наказание Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

I. Замысел романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».) Проблематика. II. Наказание Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку».

 1. Преступление Раскольникова. (Мотивы убийства. Нарушение библейских заповедей.)

2. Наказание Раскольникова:

а) расколотое сознание главного героя, мучения и метание между добром и злом ещё до совершения преступления;

2.  Душевные муки Раскольникова после убийства:

а) после убийства  — страх и злоба, бесконечное, почти физическое отвращение ко всему окружающему, желание пойти признаться;

б) болезненное состояние, жуткие видения и сны, мысли о самоубийстве;

в) знакомство с Лужиным и Свидригайловым, понимание схожести их идей со своей теорией, отвращение к ним;

г) ужасающее одиночество, разрыв с близкими и родными;

д) усталость, осознание тупика жизни, не может оставаться один на один с собой, лучше новая «пытка» у следователя;

3. Встречи с Соней Мармеладовой. Путь к возрождению.

 III. Авторская позиция. Нравственные уроки романа.

3. Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» называют романом-трагедией?

I. Петербург Достоевского как олицетворения зла, одиночества, насилия.

II. Трагические судьбы героев романа.

1. Трагедия семьи Мармеладовых

2. Трагедия Раскольникова.

3. Образы Лужина и Свидригайлова как воплощение зла.

 III. Авторская позиция. Сострадание и осуждение насилия.

4. Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» называют романом-предостережением?

I. Отражение в романе социальных противоречий 60-х годов. Христианский социализм Достоевского.

II. Полифонизм романа. Предостережение автора о нравственной гибели человечества.

1. Отражение в романе теории разумного эгоизма. Образ Лужина.

2. Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести».

3. Критика социалистических идей.

3. Авторская мысль. Мотивы апокалипсиса в романе. (Сон Раскольникова на каторге

III. Актуальность романа в 20 и 21 веке.

Раскольников и Свидригайлов

I. Введение Достоевским параллельных образов («двойников») в сюжетно-образную систему романа: развенчание теории Раскольникова (желая как можно глубже вскрыть бесчеловечную идею главного героя, автор показывает ее логическую завершенность на других художественных образах — Лужина и Свидригайлова).

II. Раскольников и Свидригайлов — «одного поля ягоды» (опровержение этого утверждения Свидригайлова):

     1. Похожи судьбы:

а) убийства людей;

б) добрые поступки;

в) самоубийство Свидригайлова и духовное самоубийство Раскольникова   («Я не старушонку убил, я себя убил».) 

     2. «Странные сближенья»:

а) взаимный интерес (Свидри­гайлов убежден, что между ними «есть какая-то общая точка», а Раскольников чувствует, что в Свидригайлове «таится какая-то власть над ним»);

б) неприятие окружающего мира (Раскольников пытается искать вы­ход, разрабатывает теорию (какую?); Свидригайлов уходит в праздность и распутство);

в) оба неординарные личности (критический ум, способность к состра­данию, к глубоким чувствам, сны Раскольникова и Свидригайлова (о чём эти сны?) отражают сложные внутренние процессы в их душе);

г) «все позволено» — «общая точка», сближающая Раскольникова и Свидригайлова, относят себя к «право имеющим»; Свидригайлов – воплощение теории Раскольникова в жизни. (преступления и добрые дела)

     3. Различия Раскольникова и Свидригайлова:

а) разное социальное положение (Раскольников — обедневший дворянин, разночинец; Свидригайлов — помещик);

б) различные жизненные ориентиры (Раскольников учится, пробивается в жизни сам, беден, вынужден заботиться о матери и сестре; Свидригайлов ведет праздный образ жизни, свободен в деньгах);

в) разность идеалов (подчинившись ложной идее, Раскольников не по­терял ориентиры между добром и злом; для Свидригайлова нет никаких нравственных запретов, он не чувствует угрызений совести);

г) взаимное отстранение (Раскольников испытывает отвращение к Свидригайлову; Свидригайлов не в состоянии понять логику поступков Раскольникова);

д) пути к возрождению личности (любовь спасает Раскольникова, так как он не утратил духовность; Свидригайлова любовь губит потому, что он аморален, и даже проснувшаяся совесть, реализованная в благородных поступках (каких?), не способна его возродить);

е) наказание Раскольникова и Свидригайлова (Раскольников, преступивший библейские заповеди испытывает не только страх, ужас, находится в полубредовом состоянии, но и самое страшное «как ножницами отрезает себя» от людей (См.статью «Библейские мотивы») не выдержав этого, идёт к признанию, хотя ещё долго он не откажется от своей теории. Свидригайлов, потеряв веру в себя и людей, томится жизнью, а вечность ему представляется темной баней с пауками. Но тем не менее Свидригайлов преодолевает страх перед смертью и уходит из жизни.).

III.  Раскольников и Свидригайлов — психологически сложные образы (борьба добра и зла в душе человека не всегда оканчивается победой добродетели, через страдания люди идут к преображению — взгляды Достоевского, реализованные в романе «Преступление и наказание»). Раскольников через страдание и сострадание   к людям, обретает истинные ценности, поняв ложность своих убеждений.

Образ Сони Мармеладовой

I. Полифонизм романа. Христианский гуманизм Достоевского.

II. Образ Сони Мармеладовой как воплощение идеала автора.

1. Трагичность судьбы Сони. «Воплощение страдания человеческого»:

а) нищета («Много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать?)»;

б) положение безвыходного тупика жизни (три варианта судьбы: сумасшедший дом, разврат, самоубийство).

2. Самопожертвование ради ближних.

3. Сострадание и любовь к людям. (При знакомстве с Сонечкой Раскольникову открылся мир людей, живущих по иным законам. Странное для Раскольникова естественно для мира, в котором живут Соня, Лизавета… Не разобщение, а единение, человеческое братство, не равнодушие и ненависть, а чуткость, любовь и сострадание. Соне кажется странной связь между Лизаветой и Соней. Соня сострадает и преступнику Раскольникову.

4. Кротость и смирение  Сони (непротивление злу, е неё нет ненависти к Лужину, Катерине Ивановне.

5. Вера Сони, дающая жизненные силы. (Эпизод «Чтение евангелия», совет Сони Раскольникову – покаяться и искупить грех страданием)

6. Благодатный свет Сониной любви. Влияние Сони на Раскольникова.

III. Правда Сони и авторская позиция. (Жить просто среди людей, делать добро, сочувствовать. В романе утверждается правда Сони. Путь к человеческому счастью, по Достоевскому,  не в борьбе и протесте, а в нравственном возрождении, приближении к идеалу Христа. Соня идёт другой дорогой нежели Раскольников: она смиряется, страдает, жертвует собой ради людей.)

Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Проблема добра и зла — центральная в романах Достоевского. Она решается художником не абстрактно, как отвлеченная философ­ская истина, а как та правда, которую человек переживает, которая им выстрадана. Поиск истины в понимании добра и зла — это важ­ный аспект проблематики романа «Преступление и наказание».

II. Герои Достоевского — это в основном чуткие натуры, болезненно воспринимающие чужое страдание и горе (например. Раскольников переживает за судьбу матери и сестры, чувствует страдания семьи Мармеладовых, неизвестной ему девочки на Конногвардейском бульваре и т.д.; герой ощущает свою причастность к судьбе всех людей, стремится найти источник всеобщего зла).

III. Представления о зле Достоевский воплощает в образах Свидригайлова и Лужина. Первый олицетворяет собой беспредел насилия, второй — идею самоутверждения, даже за счет несчастья других. Источник зла, которое несут эти герои, кроется в их крайнем эгоиз­ме. (Интересно, что идея Раскольникова содержит элементы фило­софии обоих героев.)

IV. Олицетворением добра в романе является прежде всего Соня с ее безграничной любовью к людям, самопожертвованием, чистотой. Силой собственной души Соня противостоит окружающим ее злу и насилию. Она не только сама остается светлой личностью, но и по­могает Раскольникову обрести надежду, ведет его к покаянию и любви.

V. На страницах «Преступления и наказания» Достоевский размышля­ет о соотношении добра, и зла в душе человека, в частности в душе Раскольникова. Писатель показывает, какие губительные последст­вия ожидают того, кто однажды пошел по пути зла, не сумев проти­востоять давлению извне. Выбрать зло и насилие, ожесточиться в положении Раскольникова было легче, чем сохранить в себе доброту и милосердие. И, конечно, еще более трудным стал путь к нравст­венному воскресению героя.

VI. Противостояние добра и зла — это основной конфликт романа «Пре­ступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается ок­ружающей действительностью, но человек должен и способен про­тивостоять ему силой добра, которое сосредоточено в его духовном начале.

Роль снов в романе  Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сны героев романа неотделимы от его восприятия как целостного художественного произведения. Сны запечатлевают основное движе­ние романа, они глубоко символичны.

В первом сне (Раскольников видит его накануне преступления) перед нами предстает картина всеобщей жестокости, когда «толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду» забивает «ма­ленькую, тощую, саврасую крестьянскую клячонку». Раскольников видит себя ребенком, который не в силах противостоять этим лю­дям. Столь же бесполезной оказывается и настоящая его борьба с несправедливостью в жизни.

Во втором сне (после преступления) полицейский офицер зверски избивает квартирную хозяйку Раскольникова. Сцена соотносится с преступлением, которое совершил сам Раскольников: собралась толпа, «слышались голоса, восклицания, входили, стучали, хлопали дверями…», в бреду герою кажется, что «около него. собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести, очень об нем спорят и ссорятся. То вдруг он один в комнате, все ушли и боятся его, и только изредка чуть-чуть отворяют дверь посмотреть на него, грозят ему, сговариваются о чем-то промеж себя, смеются и дразнят его». В сознании Раскольникова «весь свет перевернулся». Во всем ощущается предчувствие будущего возмездия, сцена из сна как бы соотносится с преступлением героя и его возможным наказанием.

В следующем сне Раскольников убивает смеющуюся над ним стару­ху: «Вся прихожая полна людей, двери на лестнице отворены на­стежь, и на площадке, на лестнице и туда вниз — все люди, голова с головой, все смотрят…» Думается, писатель хотел этим сказать, что убийство, совершенное Раскольниковым, было преступлением перед всеми людьми, потому что имело античеловеческий характер. И по­каяться герою предстоит перед всем людским миром.

В эпилоге герой видит кошмарный сон о страшном будущем всего человеческого мира, его уничтожение: «Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, начинали терзать сами себя… В городах целый день били в набат… Оставляли самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в ку­чи, соглашались вместе на что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предлагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начинались пожары, начался голод. Все и все погибало…» Этот сон — предчувствие будущего участвует в символическом со­поставлении времен, так как потом Раскольников смотрит за реку, где чернеются кочевые юрты, и кажется, что «не прошли века Авра­ама и стад его», то есть древние, библейские времена.

Сны Раскольникова свидетельствуют о том, что главный герой по­стоянно соотносит себя с миром, его прошлым, настоящим и будущим. Сны так или иначе соотносятся с преступлением Раскольникова или проецируются на него. Они имеют характер аллегории, символизируют вечные вопросы человеческого бытия: о противо­стоянии добра и зла, о правде, совести, свободе.

Автор и его герой в романе   Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский никогда бы не написал своих знаменитых романов, ес­ли бы не пробыл «у смерти три четверти часа» и не «был у последнего мгновенья», если бы в кружке Петрашевского не прошел через искушение насильственного изменения общества. Лишь испытав все это на себе, он смог так остро почувствовать опасность власти идеи над человеком. В центре его романов, как правило, находится некая загадочная, таинственная личность, одержимая теорией, идеей (Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов). Однако эти теоре­тики обычно становятся и жертвами своей идеи.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему, поэтому преступление Родиона Раскольникова ав­тор оценивает не с юридической, а с нравственной стороны. Раскольников по христианским понятиям глубоко грешен. Причем греховность его, с точки зрения Достоевского, не столько в нарушении заповеди «не убий», сколько в гордыне, в презрении к людям («тварям дрожащим» по теории Раскольникова), в желании стать «властелином», «право имеющим проливать кровь по совести». По Достоевскому, первое, главное преступление Раскольников совершил пе­ред Богом, второе (убийство старухи процентщицы и Лизаветы) перед людьми, причем как следствие первого.

Исследуя подробно теорию Раскольникова, автор показывает, в какой жизненный тупик привела она героя. Девиз «Цель оправдывает средства», собственно говоря, является истинной сутью теории Ро­диона Раскольникова. Во имя спасения своей семьи от нищеты и унижений и для «тысячи других добрых дел» он решает убить отвратительную старушонку и ограбить ее. При этом, однако, Рас­кольников мучается вопросом, имеет ли он право преступить юридические законы несправедливо устроенного общества. Согласно его теории такое право у него есть. Достоевский, естественно, не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разувериться.

Ф. М. Достоевский осуждает «наполеоновскую теорию» и преступление Раскольникова, связывая это с идеями материалистической этики. Всем ходом повествования он развенчивает теорию главного героя. Это находит отражение в композиции  романа: о преступлении рассказывается в одной части, а о наказании — в пяти. Характер главного героя чрезвычайно противоречив: добрый, отзывчивый на чужое горе, он создает бесчеловечную теорию. Совер­шив убийство. Раскольников испытывает мучительное ощущение разъединенности с человечеством (от людей его как, ножом отрезало») и принужден сам на себя донести, «чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям» (Достоевский, письмо к Каткову).

Как же Раскольников постигает ошибочность собственной теории? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину — через страдания и веру. Сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала Рас­кольников отрекается от христианских заповедей, затем совершает убийство — сначала делает признание в убийстве, затем происходит истинное раскаяние, очищение, постижение любви к ближнему, т. е. воскрешение к новой жизни.

Проводником философии автора в романе, несомненно, является Соня Мармеладова. Она воплощение смирения и христианской любви к ближнему. Основа ее жизни — самопожертвование. Во имя любви к ближнему она готова на самые невыносимые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Родион Раскольников. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскресению. Проведя своего героя через жесточайшие душевные мучения, автор открывает ему путь к новой жизни. Веруя в искупительную, очищающую силу страдания, в каждом своем произведении вместе со своими героями страдает Достоевский, достигая тем самым изумительной достоверности в исследовании природы человеческой души.

Трагедия Раскольникова в романе  Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно высказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма — идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемого романа — Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников — главный герой романа — живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чув­ствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни. Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ива­новны. Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совер­шить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: мож­но убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Рас­кольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две катего­рии: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожа­щих», и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановят­ся ни перед чем, даже перед преступлением, как, например. Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон: «Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законода­тель… Так доселе велось и так всегда будет!» Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он — «тварь дро­жащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу. Рас­кольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив про­центщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с ок­ружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает состояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение ста­новится расплатой за совершенное преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь — без­условная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека. Трагизм Раскольникова — в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

В плену этой же ложной теории находится и Аркадий Иванович Свидригайлов, уже давно освободившийся от угрызений совести (этим он отличается от Раскольникова). Он совершенно спокойно и хладнок­ровно принимает преступление Раскольникова, не видит в этом никакой трагедии. Ему удивительны беспокойные метания и вопросы Родиона, ему кажется, что все это лишне и просто глупо: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за свое дело браться». Свидригайлов по-своему грубо и резко выгова­ривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову, — «не переступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него равнодушный цинизм, а главное — точность, с которой он формулирует самую суть раскольниковской идеи. Он освободил себя от «вопросов человека и гражданина», от вопросов, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось у Свидригайлова — безграничное сладострастие. Но однажды натолкнувшись на препятствие, столь привязанный к жизни Аркадий Иванович, так боявшийся смерти, кончает жизнь самоубийством. Окончательное опустошение, смерть — вот итог освобождения от всех преград, от «вопросов человека и гражданина», таков результат идеи, в достоверности которой хотел убедиться Раскольников.

Но, в отличие от Свидригайлова, Родион остается жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучительное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи «сверхчеловека»; это, к счастью, происходит, и появляется надежда на нравст­венное и моральное очищение, на восстановление «погибшего» человека, задавленного 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *