Рекомендации к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Тема №1 Какую роль сыграли в жизни Обломова женщины?
1. Структура работы обычная: вступление, основная часть и заключение.
2. На черновике начинаем писать с основной части – прописываем 3-5 тезисов, которые представляют сжатый ответ на вопрос:
Далее каждый тезис разворачиваем до микротемы (поясняем, приводим факты из произведения, возможно использование цитат).
3. В небольшом вступлении (2-3 предложения) говорим о произведении в целом. В данном случае можно сказать о теме произведения – судьбе молодого дворянина, жизнь которого прошла в бездействии и пустых мечтаниях. Далее говорим о привлекательных чертах характера героя и о том, что судьба его наградила любовью двух замечательных женщин, и переходим к основной части.
4. В заключении делаем вывод по теме, конкретно отвечаем на вопрос, заявленный в теме, и делаем выход на идейную направленность произведения (говорим о пагубном влиянии крепостничества, барства на дворян, о том, чем страшна обломовщина для самого светлого чувства.
5. При написании основной части главный вопрос разбиваем на частные:
— Какую роль сыграла в жизни Обломова Ольга Ильинская? Как она изменила его жизнь?
— Почему Ольге не удалось спасти Обломова?
— Чем отличается любовь Ольги от любви Агафьи Пшеницыной и что представляет собой этот тип женщины?
— Чем мотивирован итоговый выбор главного героя?
Тема №2 Как образ Захара помогает понять образ главного героя романа «Обломов»?
1. Структура работы обычная: вступление, основная часть и заключение.
2. На черновике начинаем писать с основной части – прописываем 3-5 тезисов, которые представляют сжатый ответ на вопрос:
Далее каждый тезис разворачиваем до микротемы (поясняем, приводим факты из произведения, возможно использование цитат).
3. В небольшом вступлении (2-3 предложения) говорим о произведении в целом. В данном случае можно сказать о том, что в центре произведения – образ главного героя, человека, проведшего всю жизнь в бездействии и пустых мечтаниях. Далее говорим об образной системе произведения , о том , что вся образная система произведения направлена на раскрытие сущности характера главного героя, автор подробно описывает окружение героя, его приятелей, друга , возлюбленной, образ Захара, камердинера, слуги Ильи Ильича с детских лет, также помогает лучше понять образ главного героя. …и переходим к основной части. (В романе прослеживается судьба героя, его взаимоотношения с барином, характер, пристрастия). Приёмы раскрытия образа –одинаковые)
4. В заключении делаем вывод по теме, конкретно отвечаем на вопрос, заявленный в теме (Захар – второй Обломов, его своеобразный двойник, типичный обломовец). Выходим на идейную направленность произведения: и говорим о печальном результате разлагающего воздействия барства и крепостничества на человека, о том, чем страшна обломовщина.
5. При написании основной части главный вопрос разбиваем на частные, (нужно доказать, что Захар очень походит на барина.)
— На какой образ жизни, черты характера указывают портрет героя, интерьер? Какие детали выделяет автор? (Обратите внимание на бакенбарды, лежанку, сюртук)
— Как и в Обломове, в Захаре есть и дурное и хорошее. Раскройте положительные и отрицательные черты в характере Захара
-Захар, как и его барин, боится перемен. Он считает, что то, что он имеет – лучшее. Когда он почувствовал свою непрактичность и убогость? Стал ли Захар лучше, женившись на Анисье?
(Сравните: взаимоотношения Обломова с Ольгой Ильинской, с Агафьей Пшеницыной.)
— Какова судьба Захара? Как отреагировал Захар на предложение Штольца сменить бродяжнический образ жизни?
Тема №3. Можно ли назвать Обломова и Штольца антиподами?
1. Структура работы обычная: вступление, основная часть и заключение.
2. На черновике начинаем писать с основной части – прописываем 3-5 тезисов, которые представляют сжатый ответ на вопрос:
Далее каждый тезис разворачиваем до микротемы (поясняем, приводим факты из произведения, возможно использование цитат).
3. В небольшом вступлении (2-3 предложения) говорим о произведении в целом. В данном случае можно сказать об образной системе произведения, о том. что вся образная система произведения направлена на раскрытие сущности характера главного героя (какого героя? Коротко его суть). Автор подробно описывает окружение героя в детстве и во взрослой жизни, его приятелей, камердинера, которых можно назвать также обломовцами, Для раскрытия образа главного героя введён в произведение образ его друга Штольца.
4. В заключении делаем вывод по теме, конкретно отвечаем на вопрос, заявленный в теме, и делаем выход на идейную направленность произведения (говорим о печальном результате разлагающего воздействия барства на человека, почему Обломов в отличие от Штольца не смог реализовать светлые мечты и планы).
5. При написании основной части используем:
— Определение
Антипод (герой-антипод) – это герой литературного произведения, противопоставленный какому-либо другому герою по убеждениям, взглядам и вкусам. Например, Молчалин — антипод Чацкого.
— Сравнительную характеристику Обломова и Штольца. (См.таблицу с урока)
Проанализируйте: в чём конкретно Обломов противопоставлен Штольцу.
— Сложность ответа на поставленный в теме вопрос, заключается в том, что Обломов и Штольц противопоставлены друг другу не как положительный и отрицательный персонажи, вспомните, что привлекает Обломова в Штольце и что ценит Штольц в Обломове? Как Обломов пытается помочь другу и почему он это делает?
Тема №4. Почему Обломов превратился в «лишнего человека»?
1. Структура работы обычная: вступление, основная часть и заключение.
2. На черновике начинаем писать с основной части – прописываем 3-5 тезисов, которые представляют сжатый ответ на вопрос:
Далее каждый тезис разворачиваем до микротемы (поясняем, приводим факты из произведения, возможно использование цитат).
3. В небольшом вступлении (2-3 предложения) говорим о произведении в целом. В данном случае можно сказать о главном герое, жизнь которого прошла в бездействии и пустых мечтаниях. Далее говорим о том, что Обломов пополнил галерею «лишних людей» в литературе (используем материал статьи в приложении 3) нужно сказать, что автор вскрывает причины обломовщины. Исследует мотивы поступков героя, и переходим к основной части.
4. В заключении делаем вывод по теме, конкретно отвечаем на вопрос, заявленный в теме, и делаем выход на идейную направленность произведения: говорим о пагубном влиянии крепостничества, барства на дворян, о том, чем страшна обломовщина.
5. При написании основной части главный вопрос разбиваем на частные, используя материалы «Причины обломовщины».
Тема №5. Чем страшна «обломовщина»?
Обязательно прочитайте статью Добролюбова «Что такое обломовщина?» (приложение 2)
1. Структура работы обычная: вступление, основная часть и заключение.
2. На черновике начинаем писать с основной части – прописываем 3-5 тезисов, которые представляют сжатый ответ на вопрос:
Далее каждый тезис разворачиваем до микротемы (поясняем, приводим факты из произведения, возможно использование цитат).
3. В небольшом вступлении (2-3 предложения) говорим о произведении в целом. В данном случае можно сказать о теме произведения – судьбе молодого дворянина, жизнь которого прошла в бездействии и пустых мечтаниях. Далее говорим о том, что подразумевается под словом «обломовщина», и переходим к основной части.
4. В заключении делаем вывод по теме, конкретно отвечаем на вопрос, заявленный в теме, и делаем выход на идейную направленность произведения (говорим о пагубном влиянии крепостничества, барства на дворян, о том, чем страшна обломовщина в наше время (актуальность проблемы)
5. При написании основной части главный вопрос разбиваем на частные, используя материалы «Причины обломовщины», «Плоды воспитания»
— Как Обломов относится к труду, к чему приводит негативное отношение к труду?;
— Как обломовцы относятся к образованию, просвещению и к каким последствиям это может привести?
-Как Обломов относится к новому, к переменам? И каков результат застоя? Как сложилась жизнь героя, смог ли он реализовать свой цели (какие это были цели), выдержал ли герой испытание любовью?