Обломов и Захар

20.05.2014

Скачать файл

Обломов и  Захар

В центре романа Гончарова – образ главного героя И.И.Обломова. Перед нами социальный роман. Вся образная система произведения направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Это и описание внешности (портрет), описание обстановки (интерьер), окружение Обломова в детстве (обломовцы), образ спящей Обломовки, предстающей во «Сне Обломова». Элемент ретроспекции (нарушена хронология событий: рассказ о детстве героя помещен лишь в 9 главе «Сон Обломова») используется автором, чтобы вскрыть причины обломовщины и ответить на вопрос, так мучивший главного героя: почему я такой, а не другой.

Для раскрытия образа главного героя введён в произведение образ Штольца — антипода Обломова. Обломова. В сопоставлении  с приятелями, посещение которых изображено в первых главах романа (их тоже можно назвать обломовцами, подумайте почему), Обломов выглядит более глубоким и привлекательным.

Испытывает автор своего героя любовью, для этого в произведение введены образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Они разные люди, но цель у них одна – быть рядом с любимым человеком, создать семью, принести любимому счастье, которое каждый понимает по-своему. В своём романе Гончаров показывает разные лики любви. Для Обломова – это идиллия, бесконечная нежность, для Ольги Ильинской любовь – долг, для Агафьи  — возможность самоотдачи. Счастье Обломова зависело от победы над ленью. Любовь к Ольге давала ему смысл жизни и за это он благодарен Ильинской. У Агафьи Пшеницыной любовь жертвенная. Обломов мечтал об идеальной любви, но она несбыточный сон, и герой остаётся верен себе.

И образ Захара, камердинера, слуги Ильи Ильича с детских лет, также помогает лучше понять образ главного героя. Захар – это второй Обломов, его своеобразный двойник. Приёмы раскрытия образа те же. В романе прослеживается судьба героя, его взаимоотношения с барином, характер, пристрастия. Даётся подробное описание комнаты, портрет героя. Интересны несколько деталей в описании внешности Захара. Особо выделяет автор бакенбарды. О них упоминается и в конце романа: «Бакенбарды по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок». Точно так же, как халат и диван, постоянные спутники Обломова, лежанка и сюртук – незаменимые вещи Захара. Это символические детали. Лежанка говорит нам о лени, презрении к труду, сюртук (кстати, с прорехой) о почитании барина; это и воспоминание о любимой Обломовке. Гончаров подробно описывает характер Захара, отмечая его лень, непрактичность (всё валится из рук) и преданность барину. Преданность отмечается не только в рассказе о службе в доме Обломовых, но и в сравнении Захара с верным псом: «На барский оклик «Захар!» слышится точно ворчание цепной собаки». Как и в Обломове, в Захаре есть и дурное и хорошее. Несмотря на лень и неопрятность, Захар не вызывает отвращения, Гончаров с юмором описывает его. (Например: «…Захар не вынес укора, написанного в глазах барина и потупил свой взор на ноги: тут опять в ковре, пропитанном пылью и пятнами, он прочёл печальный аттестат своего усердия») Писатель как бы подсмеивается над Захаром, наблюдая за ним, за его жизнью.

Судьба героя трагична. Захар, как и его барин боится перемен. Он считает, что то, что он имеет – лучшее. Непрактичность и свою убогость он почувствовал, женившись на Анисье, но от этого лучше не стал. Не изменил он своего образа жизни, даже когда Штольц предложил ему сменить бродяжнический образ жизни. Захар типичный обломовец. Перед нами ещё один печальный результат разлагающего воздействия барства и крепостничества на человека.