Причины обломовщины

20.05.2014

Скачать файл

Тема. Обломов и обломовщина. Причины обломовщины.

Образ жизни, для которого характерны лень, апатия, неспособность решать проблемы, пустая мечтательность определены в романе словом «обломовщина». Это понятие стало нарицательным.

Обломощина корнями уходит в родовое гнездо Ильи Ильича.  В 9 главе 1-ой части романа вскрыты причины обломовщины («Сон Обломова»).

Причины обломовщины

1. Воспитание и образование покоя происходило в условиях мертвящего покоя:

(«Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них.

«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»)

а) примитивная жизнь, отсутствие каких-либо высоких жизненных целей;

«Плохо верили обломовцы и душевным тревогам. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»

«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

б) суеверные страхи и боязнь нового.

Эпизод с получением письма — боязнь нового

«В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли что копна сена разгуливала по полю – поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что это не баран, а что-то другое, или что Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы… — так сильна вера в чудесное в Обломовке»

«Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар — от того, что собака выла три ночи под окном…»

2. Негативный пример родителей:

а) имение приходило в запустение;

(Никто не занимается хозяйством, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву Они были скупы, никогда не тратили лишней копейки даже на свечки

«- Так что ж, что [крыльцо] шаталось? — отвечал Обломов. — Да вот не развалилось же, даром что шестнадцать лет без поправки стоит…

И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось»)

б) бездеятельность родителей;(Отец никогда себя ничем не утруждал)

«Мальчик привык видеть, как отец день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду»

Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно  наблюдает за всем, что делается на дворе.

— Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.

— Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.

— Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи! Потом остановит бабу:

— Эй, баба! Баба! Куда ходила?

— В погреб, батюшка, — говорила она, останавливаясь, и, прикрыв глаза рукой, глядела на окно, — молока к столу достать.

— Ну иди, иди! — отвечал барин. — Да смотри, не пролей молоко-то.

— А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? — кричал потом. — Вот я тебе дам бегать! Уж я вижу, что ты это в третий раз бежишь. Пошел назад, в прихожую!

И Захарка шел опять дремать в прихожую. Придут ли коровы с поля, старик первый позаботится, чтоб их напоили; завидит ли из окна, что дворняжка преследует курицу, тотчас примет строгие меры против беспорядков.

 

в) Несерьёзное отношение к образованию родителей, а следовательно и самого Ильи. Родители оберегали Илюшу от чрезмерных занятий науками.

(«Все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю.- Долго ли до греха? — говорили отец и мать. — Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь…»

 «Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?», «…сегодня родительская неделя, — не до ученья: блины будем печь», «Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты?…Посиди-ка ты эту недельку дома, а там – что Бог даст»

Старики  понимали выгоду просвещения, но только внешнюю выгоду. «Они мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями …. не трудом»

3. Неприспособленность к труду«Всё делалось за него Захаром и еще тремя стами захарами»…. («Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…».

«Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмак, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу…»)

4. Пресечение  самостоятельности. Излишняя опека родителей и нянек.

(«И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…»

«Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет…»

 «Что ты, бог с тобой! Теперь гулять сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей»

«Ему иногда … хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?)

5. Ограничение детской любознательности, пытливости ума.

(«Потом мать отпускала его гулять в сад, по двору, на луг с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг»..

 Сказки няни – увод от действительности

 «Она нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки меда и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать»

«Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих»

« Заселилось  воображение  мальчика странными призраками;  боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он  печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все  мечтает о  той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»)

 

 

Плоды воспитания

Закрытость от реальной жизни, ограниченность стремлений, излишняя опека родителей, желание оградить ребёнка от всех проблем породили в Обломове апатию и лень, малодушие и эгоизм.

1. Нежелание выполнять учебные задания. 

(Как Обломов воспринимал задаваемые уроки, учась в пансионе Штольца? Проявлял ли интерес к учёбе? Как относился к чтению?)

Он по необходимости сидел в классе … и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки.

…считал за наказание, ниспосланное небом за наши грехи.

Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал.

Серьезное чтение утомляло его. Зато поэты задели его за живое…

2. Учеба в в университете Москве, пробуждение благородных стремлений, но «цвет жизни распустился и не дал плодов».

(О чём были эти благородные мечты Обломова? – 5гл. ; 4 гл.2 часть)

«служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников; работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать – значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».

…хотел после книг объехать чужие края, чтоб лучше знать и любить свой

3. Неудачная попытка  службы, боязнь проблем, нежелание их решать.

(Почему перестал ходить на службу?)

Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск.

Обломов не дождался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство.

Но это помогло только на время: надо же было выздороветь, – а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку.

4. Бездействие и пустые мечты о преобразованиях и о счастливой беззаботной жизни.

(В чём заключалась обычная, каждодневная «работа» Ильи Ильича Обломова?)

Он несколько лет неутомимо работает над планом, думает, размышляет и ходя, и лежа, …Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага.

Тогда только решается он отдохнуть от трудов и переменить заботливую позу на другую, менее деловую и строгую, более удобную для мечтаний и неги.

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.

Обломовщина страшна. Автор показывает, что тяготение к прошлому, к тому, что истлело, изжило себя что в конечном итоге приводит к гибели личности. Обломовщина ведёт к застою в обществе.

В чём проявляется застой?

— негативное отношение к труду;

Обломов презирает труд. Труд и наказание для него синонимы.

— отрицательное отношение к просвещению народа;

«Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет»

— боязнь перемен в экономике.

Обломов испугался предложения Штольца провести к Обломовке шоссе, построить пристань, и в городе открыть ярмарку.

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *