Мотив одиночества в лирике Лермонтова

12.10.2014

Скачать файл

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.  И это отразилось в его поэзии. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Лирический герой ощущает себя «плодом до времени созрелым», осиротелым пришельцем. В этом стихотворении поэт показал малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, что вызывает у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Это усиливает трагичность мироощущения поэта. С позиции будущих поколений автор выносит суровый приговор современникам.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”. Это стихотворение, как и многие другие произведения поэта, построены на антитезе. Свет противопоставлен воспоминаниям детства и юности, где сосредоточено все самое дорогое для л.г.: родные места с «высоким барским домом», «спящим прудом», туманами над полями и пленительным образом возлюбленной, идеальный образ которой живет также в воспоминаниях поэта.

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

        Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

        За рощей первое сиянье.

Этот идеал противопоставлен «пестрой толпе»,  небрежной смелости бездушных светских красавиц.

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

    Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,

    А вечно любить невозможно.

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.

В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

Но остался влажный след в  морщинах

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Мотив одиночества и образ одинокого странника, изгнанника мы видим и в стихотворении «Тучи», и в стихотворении «Парус». Лирический герой предстаёт, как и парус, одиноким, не удовлетворённым покоем, а ищущим бури:

А он, мятежный ищет бури.

Как будто в бурях есть покой.

За несколько дней до трагической гибели, поэт написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», в котором соединились все ведущие мотивы лирики Лермонтова (мотив одиночества, странничества, сна, поиска смысла жизни, свободы и др.). Это произведение можно назвать поэтическим завещанием Лермонтова. Словно с небес, где «торжественно и чудно», смотрит лирический герой на землю, которая «спит в сиянье голубом», и ощущает смятение, и вечную неприкаянность странника:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Стремясь вырваться из мира одиночества, герой мечтает о вечной свободе и покое. Но в понимании лирического героя это не «холодный сон могилы», а полнота жизни, гармония с природой.

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

 

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Это строчки о том, чего поэту так не хватало: жизненных сил «потерянного» поколения, любви мамы, которую поэт потерял в трехлетнем возрасте, женской любви … Сегодня дуб растет у могилы Лермонтова в Тарханах, а его стихи воспитывают души многих людей и дают им жизненные силы.

Таким образом, мотив одиночества – ведущий в лирике М.Ю. Лермонтова. Он звучит и в стихотворениях с гражданской тематикой, когда поэт говорит об одиночестве в обществе; одиночество лирического героя мы чувствуем и в стихотворениях о любви, и в иносказательных пейзажах, где поэт, изображая природу, говорит об одиночестве людей. Стихотворения Лермонтова – в основном грустные, в них отразилось мировосприятие поэта, его одиночество в жизни.  

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *