Образ русской женщины

24.05.2015

Скачать файл

Какой предстаёт «русская долюшка женская» в изображении Н.А. Некрасова?

 

I. Муза поэзии Н.А. Некрасова («Вчерашний день в часу шестом…»)

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

II. «Русская долюшка женская в изображении Некрасова.

            1. «Доля ты! — русская долюшка женская! \\ Вряд ли труднее сыскать» (Изображение несчастной доли женщины-матери  в лирике. (Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Орина, мать солдатская», «В деревне» и др.)

 

2. Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

(Женские судьбы в стихотворениях  «В дороге», «На железной дороге».)

3. «Есть женщины в русских селеньях…». Образ величавой славянки и ее горькая судьба в поэме «Мороз Красный нос».

4.  "Не дело — между бабами счастливую искать". Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»:

а) история жизни Матрены Тимофеевны («попала я с девичьей холи в ад» смерть сына Демушки, «И плеть по мне прошла…»,  «потуги лошадиные»);

б) «я потупленную голову, сердце гневное ношу» (черты характера: трудолюбие, стойкость, решительность, умение постоять за свою семью, ненависть к угнетателям);

в) приемы создания образа (портрет, описание судьбы, песни, притча о ключах от счастья).

III. «Ключи от счастья женского заброшены — затеряны». Тяжелая женская доля как символ многострадальной Руси.

 

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты!- русская долюшка женская!

   Вряд ли труднее сыскать.

 

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

   Многострадальная мать!

 

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная —

   Солнце нещадно палит.

 

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

   Жалит, щекочет, жужжит!

 

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую —

   Некогда кровь унимать!

 

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда — растрепалися косыньки,-

   Надо ребенка качать!

 

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

   Пой, терпеливая мать!..

 

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

   Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

   Канут они — всё равно!

 

Вот она губы свои опаленные

   Жадно подносит к краям…

Вкусны ли, милая, слезы соленые

   С кислым кваском пополам?..

 

Образ русской женщины

Образ русской женщины, тема трудной женской доли занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки… На шее — нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»

Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд- все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж — он виноват… А вам терпеть… за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». В ее словах — и любовь, и чувство долга. «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!..» — говорит героиня.

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

 

Стихотворение «Тройка» написано Н.А. Некрасовым в любимом для него жанре — песне. Эта песня стала русской народной. Это говорит о том, что поэзия Некрасова глубоко народна. Изображая народную жизнь в своих стихотворениях, поэт опирается на русскии фольклор.

В стихотворении «Тройка» мотивы народной лирики тесно переплетаются с любовной. Стихотворение разделено на две временные части — настоящее и будущее. Главный образ в нем — крестьянская девушка. В первой части стихотворения Некрасов описывает портрет героини:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных, как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

 Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь…

Некрасов подробно описывает образ девушки, который легко представить себе зрительно. «Чернобровая дикарка», жадно глядящая на дорогу: кого она сможет покорить — «старика разорит на подарки» или «в сердце юноши кинет любовь». Что или кого высматривает юная красавица? Наверняка, свою судьбу, свое будущее, свою любовь. ,

Но Некрасов знает, какое трагическое и бесправное будущее ждет замужнюю женщину. Впервые поэт в стихотворении «Тройка» сочетает романтические и бытовые характеристики:

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна, и легка.

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Поэт — это не сторонний наблюдатель, он сопереживает девушке. Он не просто описывает, что ее ждет. Поэт как бы ведет с ней разговор, в котором выражает ей свое сочувствие.

Вторая часть стихотворения — это предсказание жизни «за мужем», жизни крестьянской женщины, которой уготовано от тяжелой работы отцвести, «не успевши расцвесть». Бесправие в семье мужа было в порядке вещей, тиранство свекрови никогда не подвергалось осуждению в то время.

Тройка в этом произведении выступает как символ мечтаний о счастье, символ свободы. Однако заключительная часть стихотворения очень грустная. Поэт предсказывает совершенно другой исход. Не суждено стать счастливой героине стихотворения, не сможет она «нагнать» «бешеной тройки»:

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты тяжелый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

 И ничем не согретую грудь.

Стихотворение «Тройка» показывает весь драматизм жизненного пути женщины-крестьянки, типичный для того времени. Но это не отталкивающий образ народной жизни, а ее правдивое изображение, потому что тема народа для Н.А. Некрасова была одной из главных. По словам Ф.М. Достоевского, он «любил всех тех, кто страдал от насилия».

Женский образ в стихотворении «Тройка» лег в основу других женских образов, а также явился обобщением «доли» женщины-крестьянки.

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *