А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Герои произведения

01.12.2014

Скачать файл

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (1836)

История создания. Годы работы: 1833 по 1836 год. Автор знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине, встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать исторические песни  о пугачевском бунте. Историческую основу романа составляют реальные события крестьянской войны. Пушкин подробно описал ход восстания: взятие крепостей, осаду Оренбурга. В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи (Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II) и вымышленные персонажи (Гринев, Швабрин, Маша Миронова).

Темы. 1. Основной темой повести является тема пугачевского бунта. 2. Тема чести и нравственного выбора. 3. Тема милосердия

Проблемы: народ и власть: милосердие и жестокость; честь и предательство.

Основная мысль. Историческая правда и художественный вымысел

Историческая правда

Художественный вымысел

«Мужицкий царь», предводитель бунта.

Служили и те, кто ему не верили.

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга.

Умный, отважный, энергичный.

Жестокий.

Трагическая судьба.

Взаимоотношения с Гриневым

«В Пугачеве разбойнике одолевает человек»:

— способен проявить милость;

— может быть благодарным: на добро отвечает милостью;

— способен оценить честь и мужество противника.

 

Почему Пушкин Изменил образ Пугачева?

Изменение характера героя продиктовано стремлением раскрыть проблематику и идею произведения

1. Идея: Человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении и милосердии. Добро жизнетворно.

«…Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»      

Главной мыслью произведения становится мысль о том, что даже в трудную годину, в эпоху исторических катаклизмов, два человека, принадлежащих к разным сословиям по рождению, к враждующим лагерям, могут понять друг друга. И для Пугачева это понимание оказалось спасительным, потому что Гринев благодарную память о нем передаст потомкам.

2. «Капитанская дочка» — духовное завещание писателя. (19 октября 1836 г.)

 «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще)»

А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутны времена необходимо сохранять честь и милосердие.

Особенности композиции. Повесть построена в форме семейных записок. В то же время историческая линия (восстание под предводительством Пугачева) переплетается с частной (история взаимоотношений Гринева с семьей Мироновых, Швабриным и т. д.). Композиция романа симметричная. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к «дворянской» царице и спасает жизнь своего жениха.

Важным композиционным элементом «Капитанской дочки» является сопоставление двух миров: народного, во главе которого стоит Пугачев, и дворянского, возглавляемого Екатериной II. Между ними идет борьба, и главные герои «семейственных записок» — Гринев и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим.

Антитеза как композиционный прием. Противопоставление эпизодов и героев (Пирушка у Пугачева – совет в Оренбурге,  Гринев и Швабрин, генерал и Пугачев)

 

Смысл названия. В произведении соединяются две линии: историческая и частная. Помимо изображения восстания под предводительством Пугачева, включается повествование об истории любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости.  Маша, как и ее отец капитан Миронов, живет  просто и честно, но в сложных ситуациях способны постоять за себя, за свои убеждения, честно выполнить свой долг.

Образ Маши Мироновой. Семья Мироновых — простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает: Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице.

Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше была едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться со всеми препятствиями.

Гринев и Швабрин (Гринев и Швабрин антиподы: герой и антигерой)

Одна из центральных тем произведения — тема чести и бесчестия. Реализация этой темы прослеживается на судьбах Гринева и Швабрина. Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин — дворяне, близки по возрасту, образованию. Гринев так описывает впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако друзьями герои не стали. Одна из причин неприязни — Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев.

Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта. Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его подчинено законам дворянской чести. Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Он с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Но главное преступление Швабрина в цепи его постоянных низостей — это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. После того как Пугачев «помиловал» Гринева, тот должен был поцеловать ему руку, то есть признать в Пугачеве царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердостьи дорожит честью. У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Гринев дает свою оценку поступкам Швабрина: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести («Береги честь смолоду»). Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

Фольклорые мотивы в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

В произведении «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к фольклору. Есть у Пугачёва и любимая бурлацкая пеня «Не шуми, мати зелёная дубравушка», в которой рассказывается о гибели, о виселице. Эта песня которая подчёркивает трагизм героя и показывает предрешённость его судьбы.

Пушкин использует много пословиц и поговорок, создавая речевую характеристику Пугачёва, указывая тем самым на народность этого образа. Уже в самом ритмико-стилистическом рисунке его фраз явно слышатся народно-поэтические слова: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь». «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет». «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Согласно фольклорной традиции, разбойник ―это не злодей, а мститель, карающий неправедных людей, защитник сирот.

Автор вкладывает в уста Пугачёва старую калмыцкую сказку об орле о вороне, с помощью которой объясняет жизненную позицию самозванца, а также создает вокруг него романтический  и трагический ореол.

«Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всё только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

Сказка про орла и ворона рассказывается Пугачевым в конце 11 главы повести, во время очередной встречи "новоявленного царя" с Гриневым. Главные герои едут в одной кибитке в Белогорскую крепость спасать Машу Миронову от Швабрина. Во время поездки между ними завязывается разговор о восстании, о дальнейшей судьбе Пугачева. Гринев советует ему повиноваться воле государыни и сдаться на ее милость. В ответ на это Пугачев рассказывает собеседнику сказку про орла и ворона. 

Сказка объясняет стремление Пугачёва прожить пусть короткую, но яркую жизнь, подчеркивает  широкий размах натуры и тщеславие бунтаря.

В этой сказке аллегорически переданы две жизненные позиции. С одной стороны, это стремление Пугачёва «удалому разгулью», буйству, и другая жизненная позиция – жить мирно, по чести и совести. (Так, например, как жил капитан Миронов) О чем говорит Петр Гринев: «… Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Известно, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Тема милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Содержание повести Пушкина «Капитанская дочка» нам всем хорошо известно — это воспоминания пожилого офицера, Петра Андреевича Гринева, о своей молодости, о пугачевском восстании, тех исторических событиях, невольным участником которых он оказался. Однако смысл «Капитанской дочки» более глубок, более тонок, более сакраментален. Смысл этот открывается при более внимательном чтении произведения, в процессе которого взаимоотношения двух героев — Гринева и Пугачева — предстают как величайший акт милосердия, выявления в человеке его Божественного начала.

Вспомним первую встречу героев. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп.

Для Савельича услуга, оказанная мужиком «барскому дитяти», — естественна. Здесь нет речи о том, что дядька Гринева — холоп, нет, Савельич просто признает справедливость настоящего «мироустройства», существующих в обществе социальных отношений. К тому же Петруша не просто «барское дитя», а его любимый воспитанник. Как же не спасти его в лютый буран? Однако сам Гринев вовсе не считает, что посторонний, незнакомый человек, пусть даже мужик, обязан оказывать" ему услуги. Это очень важная черта в характере героя. Людей он оценивает не с точки зрения их социального положения и вытекающих отсюда последствий, а лишь по внутренним качествам их и поступкам. В этом, безусловно, сказывается идеализм юности, но в целом черта эта сохраняется в герое на протяжении всего повествования.

Именно такое миросозерцание рождает в Гриневе желание что-нибудь сделать для вожатого, как-то помочь ему, отблагодарить. Однако образ Гринева реалистичен, что подразумевает многогранность и объемность характера, особую сложность психологии героя, обусловленной социальными условиями, возрастом и т. д.

Поэтому в этом подарке — не только благодарность за спасенную жизнь. Это еще и желание почувствовать себя взрослым, независимым, даже бывалым мужчиной, способным сделать такой подарок. Здесь, как и в истории с Зуриным, Гринев хочет показать Савельичу, да и всем присутствующим, что перед ними не недоросль, путешествующий со своим дядькой, а уже барин, офицер, следующий к месту своего назначения.

Вместе с тем, в подарке этом много детскости. Гринев дарит вожатому тулупчик, который мал и ему самому. Тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Вот вторая встреча героев. Бунтовщики захватили Белогорскую крепость, и уже должны были повесить героя, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Гриневу жизнь. Вечером в, беседе наедине Пугачев говорит: «…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».

И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. И опять Пугачев ведет себя достойно, лишь потребовав с Гринева обещания не выступать против восставших. Но и такого обещания не может дать ему офицер, присягавший императрице. Пугачев, пораженный искренностью молодого человека, не держит на него зла: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

М. Цветаева называет эту сцену «очной ставкой» внутри каждого из героев. «Очная ставка Долга — и Бунта, Присяги— и Разбоя, и гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин», — замечает поэтесса[1].

Наиболее напряженно и драматично звучит мотив милосердия, когда Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И опять в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец.  «…Мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился… помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца…», — говорит Пугачев.

Эта последняя фраза многозначительна. Гринев действительно «видит», что Пугачев — не оголтелый убийца и разбойник. Сквозь внешнюю оболочку, сквозь маску самозванца молодой человек сумел разглядеть в нем потребность к добру, к всепрощению, желание испытывать уважение к самому себе.

Безусловно, пушкинский Пугачев — натура незаурядная. Это широкая русская душа, с ее извечной тягой к «удалому разгулью», буйству, молодечеству и с едва ли не превосходящей извечной тягой к жалости, всепрощению — чувствам истинно русским, национальным. На совести Пугачева много крови, зла, но, очевидно, несмотря на все его душегубство, сильна в нем вера в добро, в Божественное начало. Потребовалось так мало — искренняя благодарность Гринева, выраженная в виде вещественного подарка (заячий тулупчик) — для того, чтобы душа Пугачева оттаяла, отозвалась на этот зов.

Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием.

Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться. Причем тяготение к Божественным началам в пушкинских героях явно преобладает над демоническим злом. Думается, человеческое совершенство в них напрямую связано с совершенством человеческой жизни. Если Достоевский утверждал наличие зла в самой Божественной природе человека, независимо от социальной среды, то взгляд Пушкина на человеческую натуру более гуманный: его герой нравствен изначально, человечен по природе своей, а все остальное закладывается воспитанием, условиями жизни, судьбой.

Пугачев ведет себя достойно даже тогда, когда узнает, что  Маша — дочь капитана Миронова. «Ты мой благодетель. Доверши, как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был, и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…», — просит Гринев. И Пугачев, уже неоднократно спасавший молодого человека, уже не может отказать I ему. «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. „Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!"»

Взаимоотношения Гринева и Пугачева — это не просто история милосердия, не просто плата добром за сделанное когда-то добро. Думается, ситуация здесь гораздо сложнее. Анализируя первую встречу героев, мы обычно видим в ней, прежде всего, «стакан вина и заячий тулупчик», благодарность Гринева за оказанную Пугачевым помощь. Но мы совершенно забываем о том, что, выведя молодого человека к постоялому двору в страшный, ужасный буран, вожатый фактически спас ему жизнь. И далее Пугачев многократно спасает Гринева. Оказав  помощь однажды, Пугачев далее подсознательно, видимо, ужей чувствует ответственность за судьбу доверившегося ему юноши. Именно на этот факт обратила внимание Марина Цветаева.[2] Недаром во сне в символической форме герой видит будущие события. Причем в «роли» черного, бородатого мужика — отца Гринева — оказывается Пугачев. И последний действительно ведет себя по-отечески: он помогает молодому человеку в самый важный период его жизни. В отношениях Пугачева к Гриневу не только великодушие и благодарность, здесь еще и едва уловимый оттенок снисходительности, отеческой заботы человека взрослого, зрелого по отношению к неопытному юноше, столь распространенной в русских людях.

Однако иллюстрации темы милосердия в повести разнообразны. Это не только история взаимоотношений Гринева и Пугачева. Это и забота молодого человека о его дядьке, которого Гринев не бросил в трудную минуту. Это и любовь Савельича к «барскому дитяти», за которого он готов отдать, не раздумывая, собственную жизнь. Это и прощение Гриневыми своего противника, Швабрина, после того, как освободили Машу. «Я не хотел торжествовать над поверженным врагом», — признается герой. Это и поведение родителей Петруши, принявших Машу как собственную дочь. Это и приказ императрицы, спасший Гринева от смертной казни. Характерно, что даже в «отрицательном» персонаже, «злодее» Швабрине, мы находим проблески милосердия. Оклеветав Гринева в глазах властей, Швабрин ни разу не упомянул Машу Миронову.

Таким образом, анализируя тему милосердия в «Капитанской дочке», мы подходим к пушкинской мысли, гениальной по своей сути: никакие грехи и преступления не способны убить в человеке добро, стереть образ Божий в его душе. И вернуть человека к самому себе можно только через любовь и доверие, через обращение к лучшим чувствам.

 

Почему автор делает повествователем молодого дворянина-офицера?

В основу романа Пушкина «Капитанская дочка» легло крупное событие восстание Пугачева 1773-1774 годов. Повествование ведётся от лица главного героя Петра Гринёва и представляет собой воспоминание о молодости, о тех исторических событиях, участником которых он оказался.

Почему же Пушкин именно молодого офицера Гринёва делает повествователем? Во-первых, герой принадлежит к «старой» дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» не разделяются. Отправляя сына служить не в Петербург, а в далёкие оренбургские степи, отец наказывает ему помнить пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Несмотря на ошибки молодости, Пётр во всех испытаниях ведёт себя достойно: он не изменил присяге, он защитил возлюбленную, он был храбр и честен, а значит, ему можно доверить рассказать правду о смутном времени, и его оценка событий будет честной и объективной с точки зрения нравственных норм.

Автор делает молодого человека рассказчиком ещё и потому, что Петруша Гринёв не испорчен светским обществом и руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Так, он может пожалеть Пугачёва и его сторонников, а сравнение двух военных советов в Оренбурге и в стане Пугачёва выглядит явно не в пользу царских офицеров, которые принимают решение действовать не наступательно, не оборонительно, а выжидательно.

Следует заметить, рассказчик в произведении выступает в двух лицах: Гринёв в молодости и Гринёв в старости (вторая часть произведения). Читателю интересен рассказ молодого человека, потому что он непосредственен и эмоционален. Оценка же, сделанная героем с высоты прожитых лет, значима, мудра и поучительна для читателя. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — говорит рассказчик.

 

 


[1] Цветаева М. Пушкин и Пугачев. — В кн: Цветаева М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. Автобиографическая проза. Статьи. Эссе. Переводы. М., 1994. С. 502, 503.

[2] Цветаева М. Указ. соч. С. 504.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *