"Мысль народная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

18.05.2014

Скачать файл

"Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

I. История творческого замысла романа "Война и мир".

II. "Я старался писать историю народа".

   1. Философские взгляды Толстого на историю и роль личности в ней.

В романе предлагается авторский взгляд на события войны 1812 года и ее участников (АлександрI, Наполеон и его маршалы, Кутузов, Багратион, Бенигсен, Растопчин), а также на другие события той эпохи (реформы Сперанского, деятельность масонов и политических тайных обществ). Взгляд на войну принципиально полемичен по отношению к подходам официальных источников. В основе толстовского понимания — своеобразный фатализм (роль отдельных личностей в истории ничтожна) в сочетании с демократическим моментом (невидимая историческая воля складывается из "миллиардов воль" и выражается как движение огромных человеческих масс). Согласно Толстому, народ — главное действующее лицо истории, ею движут массы.

   2. Сопоставление двух войн (1805 -1807; 1812):

   а) "Нам незачем было драться" (Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: "Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения");

   б) "Всем народом навалиться хотят".

"Мысль народная" положена Толстым в основу оценки исторических событий, показанных в романе. Выражая мнение народное, писатель страстно осуждает несправедливые захватнические войны и славит героев священной, освободительной войны, ведя которую  народ отстаивает национальную независимость своей родины.

В отличие от войны 2005 года война 1812года превратилась в подлинно народную, справедливую национально-освободительную войну. Уже во время битвы под Смоленском, как доносил Багратион «войска наши дрались … как никогда» (т.III, ч.II, гл.V). Вспоминая Смоленское сражение накануне Бородинской битвы, князь Андрей Болконский говорит: «Мы в первый раз дрались там за русскую землю … в войсках был такой дух, какого никогда я не видал … мы два дня сряду отбивали французов и … этот успех удесятерял наши силы» (т.III, ч. II, гл. V). Ярко проявляется патриотизм русского народа в Бородинском сражении. "Всем народом навалиться хотят; одно слово — "Москва", — объясняет Пьеру старый раненый солдат тот невиданный подъем, каким охвачены защитники столицы. На вопрос Пьера, не боится ли он погибнуть, солдат отвечает: "А то как же? Ведь она (ядро) не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…" Он погиб, как тысячи других русских людей, защищая свою Родину.

   3. Массовый героизм народа в Отечественной войне 1812 года:

В романе много массовых сцен, действующим лицом которых является народ. На примере этих сцен хорошо видно, что означает "скрытая теплота патриотизма".

а) "Бородино — лучшая слава русского войска";

— Решимость солдат и ополченцев перед битвой. (Восторженное восклицание: «Чудесный, бесподобный народ!»  — вызывает у Кутузова сообщение об ополченцах, надевших «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти» (т.III, ч. II, гл.XXII). 

— Мужество защитников батареи Раевского, стоящих насмерть.  

— Выдержка и твердость духа солдат полка А.Болконского. (Полк находится в резерве. Несколько часов стоит под артиллерийским огнем неприятеля. Смерть вырывает одного солдата за другим, но солдаты не расстраивали ряды.)

В единстве боевого настроения армии Толстой видел главный нерв войны — решающее условие победы. Рождалось это настроение из "теплоты патриотизма", согревавшей сердце каждого русского воина, "из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как и в душе каждого русского человека"

б) патриотизм мирного населения

Николай Андреевич Болконский, узнав, что неприятель приближается к Смоленску, развил активную деятельность по организации народного ополчения. Купец Ферапонтов отдает все свое имущество армии, поджигает лавку, чтобы ничего не досталось французам. Крестьяне даже за деньги не дают фуража скоту. Жители  Москвы покидают Москву, не желая оставаться под властью Наполеона; княжна Марья не желает сдаться на милость французскому генералу и уезжает; Ростовы отдают подводы раненым.

в) партизанское движение — "дубина народной войны поднялась и гвоздила французов…" (Партизанские отряды Денисова, Долохова.  Среди партизан прославились старостиха  Василиса, побившая сотни французов; дьячок, отряд которого за месяц взял в плен несколько сот французов. Народным мстителем изображен в произведении Тихон Щербатый, он сначала один бил французов, затем примкнул к партии Денисова и стал там самым полезным человеком. По ночам он проводил смелые операции – «уходил на добычу»).

4. Кутузов — народный полководец (развенчание культа Наполеона; основной прием композиции романа — антитеза).

Мыслью народной" определяется и оценка исторических деятелей. Согласно Толстому, роль человека в истории определяется тем, насколько он согласует свои действия с объективными движениями масс. Достоинство Кутузова как полководца состоит в том, что он умел чувствовать невидимые социально-психологические процессы, происходящие в народе во время войны ("дух войска"). Сурово осуждается Наполеон, стяжавший ужасную славу "палача народов" и возвеличивается Кутузов как полководец народной войны, чей источник величия Толстой видел "в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его".

5. "Мысль народная" в характеристике и оценке героев романа:

а) путь к народу лучших представителей дворянства;

б) отдаленность от народа отрицательных персонажей романа.

В романе утверждается мысль, что человек должен быть вместе с народом. Все положительные герои романа (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом защищают Родину от интервентов. Пьер и князь Андрей, идя каждый своим путем, приходят к самому важному в своих исканиях — постижению роли народа в истории. Военная и гражданская служба Андрея Болконского и деятельность Пьера приобрели смысл и значимость тогда, когда оба главных героя связали свою судьбу с судьбой народа в решающие дни ее истории. Князь Андрей накануне Бородинского сражения говорит Пьеру, что наконец понял, что народ не пушечное мясо, а именно та сила, которая решит исход сражения. Пьер в итоге своих нравственных исканий свяжет свою судьбу с тайными декабристскими обществами, решив делать добро для других.

III. "Война и мир" — народная героическая эпопея.

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *