Особенности психологизма Толстого

17.05.2014

Скачать файл

Особенности психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Герои Толстого — это развивающиеся, меняющиеся личности, ищущие нравственную, философскую истину. Поэтому вполне закономерно, что, изображая характер своих героев, Толстой передает динамику психологических состояний, всесторонне анализирует внутренний мир человека. В малейшем душевном движении своего героя автор усматривает нравственный смысл, стремится отделить правду от лжи, искренность от фальши.

2. В изображении человека Толстой использует проблемный подход. Он обусловил ряд важных психологических принципов в романе «Война и мир»:

— принцип «диалектики души», (важнейший принцип), предполагающий изображение внутренней жизни человека в ее развитии, изменении, смене эмоций, состояний («Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни мысли и чувства развиваются из других…» (Н. Г. Чернышевский); подобный психологический принцип помогает автору не только сделать убедительной картину внутренней жизни человека, но также дать собственную субъективную оценку мыслей и поступков героя с нравственной точки зрения;

— принцип анализа психологических процессов мышления человека, когда в сложных внутренних состояниях автор вычленяет составляющие его компоненты;

— писатель стремится любое душевное движение и настроение охарактеризовать максимально точно, отсюда его внимание к слову, большое число слов-синонимов в его текстах (так, чувство Пьера к Элен характеризуется как «гадкое», «запрещенное», «противуестественное», «нечестное»);

— наглядность изображения нравственной сущности человека, использование при этом выразительных сравнений и метафор. (Например, о Пьере: «О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его»);

— авторский комментарий при описании чувств, переживаний героев, объяснение их причин. Вот как, например, Толстой выявляет причину душевного дискомфорта Наташи Ростовой в ее общении с Анатолем Курагиным: «Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. И ей было это приятно, но почему-то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия… Глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами» или: «Ей постоянно казалось, что что-то неприличное она делает, говоря с ним… И она с ужасом чувствовала, что в непонятных словах его был неприличный умысел… И опять она с ужасом чувствовала, что между ними ею нет никакой преграды» и т. д.;

— при анализе психического состояния Толстой всегда делает вывод, определяя тем самым нравственную доминанту жизни своего героя. Вот как подводится итог душевным переживаниям Наташи после ее общения с Курагиным:  «Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

3. Толстой пользуется разнообразными формами и приемами психологического анализа:

— психологический анализ от лица автора;

— внутренний монолог;

— авторский комментарий;

— внимание к портрету, жестам, мимике героев;

— символизация снов;

— передача впечатлений героев от внешнего мира, когда внутренний взгляд героя фокусируется на какой-либо одной детали;

особая организация художественного времени (секундное психологическое состояние часто растягивается во времени).

4. Психологизм Толстого чрезвычайно глубок. Автор делает понятными все чувства и мысли своих персонажей, подробно раскрывает их нравственный смысл. Отсюда сильнейшее эмоциональное воздействие его произведений.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *