Замысел романа-эпопеи Л.Н. Толстого. Особенности жанра.

17.05.2014

Скачать файл

Почему поменялся замысел, почему от изображения пореформенного времени автор перешел к изображению жизни России с 1805 по 1824 г.?

Замысел произведения. Роман-эпопея «Война и мир» (1863—1869). В начале 60-х гг. Толстой задумывает роман о декабристе, который возвращается после амнистии из Сибири в обновленную реформой 1861 г. Россию. Замысел постепенно расширяется. Толстой писал: «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам… В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным… Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов».

Погружаясь в историю, Толстой все более приближался к современности. Он искал в историческом прошлом России момент, аналогичный тому, что переживала страна после 1861 г. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалое единение всего народа, которое было так необходимо в пореформенную эпоху — эпоху ломки жизненных устоев. Художественным исследованием этого единения и путей его достижения и занят Толстой в «Войне и мире». История становилась инструментом, с помощью которого исследовалась современность. Работа над романом продолжалась шесть лет, и в процессе ее временные рамки произведения ограничились 1812-1824 гг.

Напечатанная по частям в «Русском вестнике» книга имела огромный успех. Сразу стало очевидно, что произведение не укладывается в привычные формы жанра. Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стремился Толстой.

Жанровое своеобразие романа «Война и мир». Уникальность произведения.

«На материале исторической темы воплощается философско-нравственная проблематика, обусловленная своеобразием авторской концепции. В сложном переплетении художественных и мировоззренческих тенденций создается философско-исторический роман-эпопея Толстого» (Т.П.Буслакова)

«Основные философские темы романа: человек и его место в мире, место человека в истории (проблема личной свободы воли и исторической необходимости: проблема роли отдельной личности в истории, взаимосвязь личной судьбы и исторической перспективы), смысл истории (первопричина исторических событий, в первую очередь, войны; оценка деятельности тайных обществ, в том числе декабристов), экзистенциальные проблемы (смысл человеческой жизни), концепция этики: определение нравственных императивов, вытекающих из такой картины мира (герои размышляют о том, как стать «вполне хорошим», как обрести гармонию жизни). 

Эти проблемы романа обнаруживаются на всех уровнях сюжета («война» и «мир», частные судьбы и судьба России, мысли и поступки вымышленных героев и  деятельность реальных исторических лиц) и на надсюжетном уровне (философские размышления Толстого).  (П.Э.Лион, Н.М.Лохова)

Черты эпоса (эпопеи) в произведении.

Эпопея — самая большая монументальная форма эпических произведений, отличающаяся национально-исторической проблематикой. Классическими образцами эпопеи являются «Илиада» и «Одиссея», «Махабхарата» и «Рамаяна», «Песнь о Роланде». В таких произведениях выражалось обычно возвышающее идеализирующее изображение культурных или военных национальных героев.

Черты классической эпопеи в произведении «Война и мир»:

1. Изображение эпохальных исторических событий. Эпос повествует о кульминационных событиях в жизни народа («роя», как писал Толстой). Такой кульминацией в жизни народа стала война 1812 года, когда народ почувствовал опасность для себя. Затронутыми оказались глубинные пласты бытия – этого, по Толстому, явно не случилось в 1825 году. (Освобождение крестьян в 1861 году затронуло все сословия России. Возможно, созвучие ситуаций ощущалось Л.Н.Толстым, враждебно относящемуся к современности, и обусловило эпический жанр его книги.)

2. Широкое изображение эпохальных исторических событий, в которых раскрывается сущность народной жизни. В произведении много «сценических площадок», много массовых сцен, одновременно происходящих действий. Стремление к универсальности, свойственное эпопее выражено в пространственной композиции книги (Браунау, Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Москва, Петербург, Вена, Вильна, Отрадное, Лысые горы, Бородино и др.)

3. Большое количество персонажей и соотнесенность их поступков с эпической идеей. В произведении несколько сот персонажей. Поскольку в романе конструируется очень четкая этическая система, то на каждом уровне сюжета легко можно обнаружить отрицательный и положительный «полюса», воплощаемые в героях» (Наполеон и Кутузов Наташа и Вера Ростовы и т.д.). Смерть одного из главных героев, например Андрея Болконского, (в эпопее главный герой понятие условное) вовсе не означает окончание книги. Более того, романный герой Андрей Болконский в начале книги стремится к личной славе, подражая кумиру Наполеону. Но эпическая жизнь всегда права – и вскоре Болконскому откроется ничтожество его кумира Наполеона и ничтожность его, князя Андрея, стремлений к славе.

Слияние жанровых форм. Автор пишет эпопею, вместившую много романов, многих героев с их разнообразным духовным миром, мастерски исследованным писателем. По принципу «романа-биографии» подробно хронологически развернута эволюция нравственных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. В произведении представлена история трех семейств – Болконских, Ростовых и Курагиных мастерство Толстого сказалось в умении «сопрягать» макро и микро миры, эпическое изображение с анализом глубоких душевных переживаний отдельных героев, соединять изображаемое с философскими размышлениями о пути человечества, о причинах мировых катастроф, какой стала война начала века.  

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *