Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.
В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.
Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”
Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.
Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.
Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
I. Отражение проблемы «отцов и детей» в литературе.
(А.С. Грибоедов "Горе от ума", А.С. Пушкин "Станционный смотритель" и др.
Или: оценка романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в критике.)
II. "Отцы" и "дети" на страницах романа И.С. Тургенева.
1. Идейные споры "отцов" и "детей":
а) отстаивание молодым поколением новых демократических убеждений;
б) историческая несостоятельность дворянства.
("Если сливки плохи, что же молоко?")
2. Проблема преемственности поколений:
а) трогательная любовь родителей к детям (Н.П. Кирсанов, родители Базарова) и стремление к самостоятельности и снисходительное отношение к родителям со стороны молодых (Аркадий, Базаров);
б) защита духовных ценностей и нигилизм;
( На страницах романа представлена духовная жизнь многих персонажей. Ценителем прекрасного, поклонником Пушкина, Гёте, Шиллера, классической музыки предстаёт семья Николая Петровича Кирсанова, духовную опору в философии находит В.И.Базаров. Новым прогрессистам свойственно поверхностное увлечение модными произведениями. Евгений Базаров нигилист, максимализм его суждений проявляется в том, что вслед за социальной, семейной, отрицается и эмоциональная сфера, он закрывает себя от духовности, от понимания красоты в искусстве, природе, жизни. У Базарова нет нравственных ориентиров, он сторонник вульгарно-материалистических взглядов. Самый существенный грех своего героя писатель связывает с отрицанием и непониманием любви. Любви между мужчиной и женщиной, любви детей к родителям, любви родителей к детям, самой бескорыстной, именно она основа для любви ко всему земному.)
в) философская идея автора. Мысль о неразрывной связи поколений и вечных ценностях бытия.
(Испытывая героя любовью, Тургенев приводит Базарова к мировоззренческому кризису. Полюбив страстно и сильно, герой глубже понимает человеческие отношения, Базаров борется с собой, но человеческое побеждает. Перед смертью мы видим другого Базарова – внимательного сына, трогательно-нежного влюблённого человека.
Счастливые семьи Кирсановых в эпилоге. Роль последней сцены эпилога.
III. Актуальность проблемы "отцов" и "детей".
(В заключении – сначала выводы по теме: в названии романа отразились как идейные споры либералов и демократов, так и проблема преемственности поколений, сохранение и передача детям высоких нравственных и духовных ценностей.)
В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
Конфликт отцов и детей является вечной и общечеловеческой проблемой, но в конкретно исторических условиях он приобретает особые грани. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в период глубоких исторических перемен, связанных с реформой 1861 года, показывает, что в России того времени проблема отцов и детей воплотилась в противостоянии старых и новых идейных, общественно-политических и нравственно-философских позиций. С одной стороны, это поколение «отцов», к которому принадлежали дворянские либералы, с другой — идущее ему на смену поколение «детей», то есть новая, демократически настроенная молодежь, отрицавшая все, что было связано со старым миром. общественно-политическая дискуссия.
Роман «Отцы и дети» обнажает социальный антагонизм позиций демократа, нигилиста Базарова и аристократа, либерала Павла Петровича Кирсанова. Программа либералов, главным защитником которой выступает Кирсанов-старший, основана на идеях достоинства и прав личности, самоуважения, чести. Нигилист Базаров, провозглашая идею «полного и беспощадного отрицания», считает, что существующий мир должен быть разрушен, чтобы затем провести коренные преобразования.
Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни, а это не может не вызывать опасенияС этой точки зрения конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску. Тургенев показывает не только различия, но и определенное сходство между героями-антагонистами, обнаруживая разрушительные стороны и кирсановского консерватизма, и базаровского нигилизма. С завязкой любовной линии Базаров — Одинцова проблема отцов и детей переходит на нравственно-философский уровень. Прежнего Базарова, убежденного отрицателя «тайн бытия», уже нет. Как и Павел Петрович, тоже потерпевший крах в любви, Базаров погружается в размышления над этими тайнами и также оказывается чужим для обычной жизни, «лишним человеком». Теперь общественно-исторические позиции героев-антагонистов проверяются вечными ценностями: это любовь, дружба, семья, смерть.
Тургенев с очевидностью демонстрирует мысль о том, что любые крайности губительны. Утративший все жизненные связи, потерявший дружбу, не сумевший обрести любовь, восстановить истинно сыновьи отношения с родителями, Базаров умирает. В одиночестве доживает свой век и Павел Петрович. Но финал романа открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судьбы других героев. Оказывается, жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. А значит, извечный конфликт отцов и детей все же может иметь положительное решение.
Идейные споры «отцов» и «детей»
Взгляды П.П. Кирсанова |
Взгляды Евгения Базарова |
1. О роли аристократов в жизни общества |
|
Аристократы – люди с высокими принципами, с чувством собственного достоинства, именно они – движущая сила общественного развития, их идеал – конституционная монархия, путь к идеалу – либеральные реформы |
Аристократы не способны к действию, от них нет пользы. Отрицает способность дворян вести Россию к новой жизни. |
2. О нигилистах |
|
Осуждает, что живут без принципов. Не верит им. Считает их бессильными. |
Нигилисты способны изменить жизнь России к лучшему. Они утверждают необходимость революционных преобразований, отрицают прошлое: мораль, религию, строй. Критерием является народная польза. |
3. О народе |
|
Прославляет крестьянскую общину, восхищается патриархальностью русского народа. |
Осуждает народ за невежество, но считает необходимым отличать народные интересы от предрассудков народа. |
4. Об искусстве, красоте природы |
|
Николай Петрович Кирсанов любит поэзию, читает и перечитывает Пушкина, Гёте, Шиллера, играет на виолончели. Павел Петрович возмущён, что молодёжь не признаёт подлинное искусство. |
Резко отзывается об искусстве Рафаэля (10 гл.), резко отзывается о поэзии (6 гл.) Признаёт только практическое применение природы (9 гл) |
Внутренний конфликт и мировоззренческий кризис Базарова
(По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
I. Полемика вокруг романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". (Или: эпоха, отраженная в романе; или: замысел романа "Отцы и дети".)
II. "Базаров — лицо трагическое".
1. Уверенность и превосходство Базарова в первой части романа.
Из всех коллизий выходит победителем. Перед читателем человек глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, обладающий способностью влиять на людей:
4 гл. — смеется над старыми романтиками; негативное отношение к поэзии, искусству, признает лишь практическое применение природы;
6гл. — выходит победителем в споре с Павлом Петровичем, поучает Аркадия;
7 гл. — смеется над таинствами отношений между мужчиной и женщиной;
9 гл — находит общий язык с Фенечкой, Дуняшей;
10 гл.- схватка с П. Кирсановым, отрицает то, во что верят либералы-отцы;
12 гл — выигрывает в сопоставлении с Ситниковым и Кукшиной.
2. Испытание героя любовью. "Страстное грешное сердце" Базарова.
Самый существенный грех своего героя писатель связывает именно с отрицанием и непониманием любви.
17 гл. — "С негодованием сознавал романтика в самом себе";
19. гл. — "Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца";
21 гл. — "Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает";
27 гл. — "Я любил вас… Какая вы славная! И теперь вот вы стоите такая красивая… Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет"
3. Мировоззренческий кризис:
а) вульгарно-материалистические взгляды и загадка собственной души;
(4 гл. — важно то, что дважды два — четыре, остальное все пустяки";
21 гл. — "Принципов вообще нет … а есть ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Глубже этого люди никогда не проникнут")
б) вопрос о неповторимости каждой человеческой жизни;
("Люди, что деревья в лесу. Ни один ботаник не будет заниматься отдельной березой" 21 гл. — роль атома, песчинки явно его не устраивает: "Ну будет он жить в новой избе, а из меня лопух будет расти…" )
в) противоречивое отношение к народу.
4. Одиночество и смерть Базарова.
III. Автор и его герой.