Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

24.05.2015

Скачать файл

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

 

Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

 

I. Отражение проблемы «отцов и детей»  в литературе.

   (А.С. Грибоедов "Горе от ума", А.С. Пушкин "Станционный смотритель" и др.

            Или: оценка романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в критике.)

II. "Отцы" и "дети" на страницах романа И.С. Тургенева.

   1. Идейные споры "отцов" и "детей":

            а) отстаивание молодым поколением новых демократических убеждений;

            б) историческая несостоятельность дворянства.

                ("Если сливки плохи, что же молоко?")

   2. Проблема преемственности поколений:

              а) трогательная любовь родителей к детям (Н.П. Кирсанов, родители Базарова) и стремление к самостоятельности и снисходительное отношение к родителям со стороны молодых (Аркадий, Базаров);

              б) защита духовных ценностей и нигилизм;

( На страницах романа представлена духовная жизнь многих персонажей. Ценителем прекрасного, поклонником Пушкина, Гёте, Шиллера, классической музыки предстаёт семья Николая Петровича Кирсанова, духовную опору в философии   находит В.И.Базаров. Новым прогрессистам свойственно поверхностное увлечение модными произведениями. Евгений Базаров нигилист, максимализм его суждений проявляется в том, что вслед за социальной, семейной, отрицается и эмоциональная сфера, он  закрывает себя от духовности, от понимания красоты  в искусстве, природе, жизни. У Базарова нет нравственных ориентиров, он сторонник вульгарно-материалистических взглядов. Самый существенный грех своего героя писатель связывает с отрицанием и непониманием любви. Любви между мужчиной и женщиной, любви детей к родителям, любви родителей к детям, самой бескорыстной, именно она основа для любви ко всему земному.)

в) философская идея автора. Мысль о неразрывной связи поколений и вечных ценностях бытия.

     (Испытывая героя любовью, Тургенев приводит Базарова к мировоззренческому кризису. Полюбив страстно и сильно, герой глубже понимает человеческие отношения, Базаров борется с собой, но человеческое побеждает. Перед смертью мы видим другого Базарова – внимательного сына, трогательно-нежного влюблённого человека.

Счастливые семьи Кирсановых в эпилоге. Роль  последней сцены эпилога.

III. Актуальность проблемы "отцов" и "детей".

(В заключении – сначала выводы по теме: в названии романа отразились как идейные споры либералов и демократов, так и проблема преемственности поколений,  сохранение и передача детям высоких нравственных и духовных ценностей.)

В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Конфликт отцов и детей является вечной и общечеловеческой проблемой, но в конкретно исторических условиях он приобретает особые грани. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в период глубоких исторических перемен, связанных с реформой 1861 года, показывает, что в России того времени проблема отцов и детей воплотилась в противостоянии старых и новых идейных, общественно-политических и нравственно-философских позиций. С одной сто­роны, это поколение «отцов», к которому принадлежали дворянские либералы, с другой — идущее ему на смену поколение «детей», то есть новая, демократически настроенная молодежь, отрицавшая все, что было связано со старым миром. общественно-политическая дискуссия.

Роман «Отцы и дети» обнажает социальный антагонизм позиций демократа, нигилиста Базарова и аристократа, либерала Павла Петро­вича Кирсанова. Программа либералов, главным защитником которой выступает Кирсанов-старший, основана на идеях достоинства и прав личности, самоуважения, чести. Нигилист Базаров, провозглашая идею «полного и беспощадного отрицания», считает, что существующий мир должен быть разрушен, чтобы затем провести коренные преобразования.

Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни, а это не может не вызывать опасенияС этой точки зрения конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску. Тургенев показывает не только различия, но и определенное сходство между героями-антагонистами, обнаруживая разрушительные стороны и кирсановского консерватизма, и базаровского нигилизма. С завязкой любовной линии Базаров — Одинцова проблема отцов и детей переходит на нравственно-философский уровень. Прежнего Базарова, убежденного отрицателя «тайн бытия», уже нет. Как и Павел Петрович, тоже потерпевший крах в любви, Базаров погружается в размышления над этими тайнами и также оказывается чужим для обычной жизни, «лишним человеком». Теперь общественно-исторические позиции героев-антагонистов проверяются вечными ценностями: это любовь, дружба, семья, смерть.

Тургенев с очевидностью демонстрирует мысль о том, что любые крайности губительны. Утративший все жизненные связи, потерявший дружбу, не сумевший обрести любовь, восстановить истинно сыновьи отношения с родителями, Базаров умирает. В одиночестве доживает свой век и Павел Петрович. Но финал романа открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судьбы других героев. Оказывается, жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. А значит, извечный конфликт отцов и детей все же может иметь положительное решение.

Идейные споры «отцов» и «детей»

 

Взгляды П.П. Кирсанова

Взгляды Евгения Базарова

1.  О роли аристократов в жизни общества

Аристократы – люди с высокими принципами, с чувством собственного достоинства, именно они – движущая сила общественного развития, их идеал – конституционная монархия, путь к идеалу – либеральные реформы

Аристократы не способны к действию, от них нет пользы. Отрицает способность дворян вести Россию к новой жизни.

2. О нигилистах

Осуждает, что живут без принципов. Не верит им. Считает их бессильными.

Нигилисты способны изменить жизнь России к лучшему. Они утверждают необходимость революционных преобразований, отрицают прошлое: мораль, религию, строй. Критерием является народная польза.

3. О народе

Прославляет крестьянскую общину, восхищается патриархальностью русского народа.

Осуждает народ за невежество, но считает необходимым отличать народные интересы от предрассудков народа.

4. Об искусстве, красоте природы

Николай Петрович  Кирсанов любит поэзию, читает и перечитывает Пушкина, Гёте, Шиллера, играет на виолончели.

Павел Петрович возмущён, что молодёжь не признаёт подлинное искусство.

Резко отзывается об искусстве Рафаэля (10 гл.), резко отзывается о поэзии (6 гл.)

Признаёт только практическое применение природы (9 гл)

Внутренний конфликт и мировоззренческий кризис Базарова

(По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

I. Полемика вокруг романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". (Или: эпоха, отраженная в романе; или: замысел романа "Отцы и дети".)

II. "Базаров — лицо трагическое".

   1. Уверенность и превосходство Базарова в первой части романа.

Из всех коллизий выходит победителем. Перед читателем человек глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, обладающий способностью влиять на людей:

4 гл. — смеется над старыми романтиками; негативное отношение к поэзии, искусству, признает лишь практическое применение природы;

6гл. — выходит победителем в споре с Павлом Петровичем, поучает Аркадия;

7 гл. — смеется над таинствами отношений между мужчиной и женщиной;

9 гл —  находит общий язык с Фенечкой, Дуняшей;

10 гл.- схватка с П. Кирсановым, отрицает  то, во что верят либералы-отцы;

12 гл — выигрывает в сопоставлении с Ситниковым и Кукшиной.

   2. Испытание героя любовью. "Страстное    грешное сердце" Базарова.

Самый существенный грех своего героя писатель связывает именно с отрицанием и непониманием любви.

            17 гл. — "С негодованием сознавал романтика в самом себе";

19. гл. — "Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца";

            21 гл. — "Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает";

27 гл. — "Я любил вас… Какая вы славная! И теперь вот вы стоите такая красивая… Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет"

   3. Мировоззренческий кризис:

            а) вульгарно-материалистические взгляды и загадка собственной души;

             (4 гл. — важно то, что дважды два — четыре, остальное все пустяки";

21 гл. — "Принципов вообще нет … а есть ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Глубже этого люди никогда не проникнут")

            б) вопрос о неповторимости каждой человеческой жизни;

("Люди, что деревья в лесу. Ни один ботаник не будет заниматься отдельной березой" 21 гл. — роль атома, песчинки явно его не устраивает: "Ну будет он жить в новой избе, а из меня лопух будет расти…" )

              в) противоречивое отношение к народу.

   4. Одиночество и смерть Базарова.

III. Автор и его герой.